Реклама

Башта Трифон Максимович

Годы жизни: 14.02.1904, Полтавская губерния — 19.09.1987. Конструктор, заслуженный деятель науки и техники Украины. Учился на рабфаке. В 1929 г. окончил Киевский политехнический институт. С 1931 по 1938 г. работал начальником бюро гидропередач в Научно-исследовательском институте металлорежущих станков. В том же году окончил механико-математический факультет МГУ. Его называют основателем отечественной авиационной гидравлики. В 1936 г. стал доктором технических наук, в 1938 г. — профессором. В 1938 г. по ложному обвинению был арестован. В апреле 1940 г. освобожден со снятием судимости и направлен в особое конструкторское бюро при НКВД СССР. С этого же года работал в системе Наркомата авиационной промышленности. В 1940—1941 гг. в ОКБ заводов № 22 и 39. Вместе с А.Н. Туполевым создавал пикирующий бомбардировщик Ту-2, отвечая за гидросистему самолета. С марта 1942 г. — начальник лаборатории гидросистем в ЛИИ, что в г. Жуковском. В апреле 1946 г. назначен директором и главным конструктором опытного завода посадочных устройств и гидропневматического оборудования самолетов № 279 в г. Балашихе (ныне авиакорпорация «Рубин»). В этом качестве проработал в Балашихе до июля 1953 г. Его ОКБ поручено разработать новые типы колес и тормозов. «Поставленная перед Т. Баштой задача — сконструировать суженные авиационные колеса большой грузоподъемности — успешно выполнена, — позже напишет конструктор лучшего советского истребителя Великой Отечественной войны Александр Яковлев. — Появилась возможность убирать их в тонкие крылья скоростных реактивных истребителей, а применение в таких колесах новых его камерных тормозов поразительно сокращает длину пробега самолета при приземлении...» В 1948 г. за разработку новых видов авиационной техники ему присуждена Сталинская премия. В 1955 г. ученый переехал в Киев и стал основателем кафедры авиационной гидравлики Национального циошгого университета Украины. На фасаде главного корпуса Киевского лународного университета гражданской авиации установлена мемориаль-М доска в его честь. Здесь работал с 1955 по 1986 г. Похоронен в Киеве.