Реклама

Мазурин Константин Митрофанович

Людские судьбы бывают разными. Кому-то в жизни все дается легко и просто, а кто-то долгие годы ищет и не может найти собственного призвания.
Сегодня мы хотим рассказать об удивительной судьбе поэта и музыковеда, писателя и врача Константина Митрофановича МАЗУРИНА, человека чистой души и совести, незаслуженно забытого после Октябрьской революции.
Он родился в 1866 году в семье известного в Москве фабриканта, потомственного почетного гражданина Митрофана Мазурина, славившегося на всю округу своей безграничной благотворительностью.
Всем известны имена купцов Третьякова (с которым, кстати, Мазурины состояли в тесном родстве), Морозова, Мамонтова, на чьи средства воздвигались храмы, строились дома для бедных, культурные учреждения. Мазурины входили в число знаменитых благотворителей. На деньги семьи, в частности, содержались богадельни на Ваганьковском кладбище, Котельнической набережной (известная, как «Мазуринская богадельня»), московский городской сиротский дом.
Не менее прославился Митрофан Мазурин и как удачливый коммерсант. Именно он основал «Реутовскую мануфактуру» и в дальнейшем был ее главным владельцем. При нем небольшое селение Реутово стало превращаться в промышленный поселок.
Маэурин-старший, человек воспитанный и начитанный, хотел, чтобы и его дети получили хорошее образование. Он и его жена, известная итальянская балерина Герра, с малых лет старались привить им чувство собственного достоинства и гуманизма. И дети оправдали надежды родителей. Старшая дочь Надежда стала замечательной пианисткой. Она училась у Рубинштейна и Танеева и считалась одной из образованнейших и красивейших женщин Москвы. Константин Мазурин, которому посвящена эта статья, стал известным поэтом и музыковедом. Он получил классическое образование в лицее в память цесаревича Николая, который окончил в 1886 году.
Еще подростком Мазурин начал заниматься пением и теорией музыки. Обучался в России и за границей (в Италии, Франции, Германии). Заинтересовался этим всерьез и даже в ходе занятий разработал собственную систему обучения пению, взяв за основу староитальянскую методу.
Позже Константин создал и систему преподавания теории музыки, основанную на акустических и математических законах, по которой в дальнейшем обучались многие известные вокальные исполнители.
Чтобы доказать окружающим свою правоту, Мазурин с успехом опробовал эту систему в Московском синодальном училище, позже написав. И издав несколько книг по истории и библиографии пения. А последний его музыковедческий труд «Методология пения», который был издан в двух томах в 1902-03 годах, по признанию знаменитого оперного тенора Всеволода Багадурова, «стал ценным справочным пособием для специалистов».
С детства наравне с занятиями музыкой Костя Мазурин с увлечением писал стихи. Еще в отрочестве заметную роль в его произведениях стала играть тема смерти, быстротечности земных радостей. Мотивы разочарования, одиночества — основные в лирике Мазурина. «В двадцать лет — старик, с разбитою душой», — писал он о себе. Поэтому о любви к женщине Мазурин отзывается не иначе как о «минутной усладе». В развитии такого мрачного мировоззрения, видимо, большое значение сыграла внезапная смерть отца, которая потрясла все семейство. Но тема любви, в конечном счете, все же победила, и в его поздних стихах преобладает интонация романса Его излюбленный жанр — «скерцо», изящная, шутливая вещица с неожиданной концовкой
Первый сборник стихов К. Мазурина «Мечты» вышел в 1887 году, затем последовало еще несколько книг: «Лирика любви», «Эпизоды», «Строфы Кируэама» и другие.
В 1886 году по настоянию отца, мечтавшего видеть сына инженером, Мазурин поступил на физико-математический факультет Московского университета. Но техника не прельщала его, поэтому вскоре он переводится на историко-филологическое отделение, которое закончил в 1893 году.
В университете Константин проявил себя талантливым и способным учеником. За сочинения по истории искусств и патристике он был удостоен двух серебряных медалей. Учителя пророчили ему большое будущее...
Однако жизненные неудачи, непризнанность как поэта и музыковеда повергли Мазурина в глубочайший кризис Смерть жены и дочери поставили его на грань гибели. Но он выбрал жизнь, хотя мысли о самоубийстве еще долго преследовали его.
Уже в зрелые годы Мазурин
решил полностью переменить образ жизни и посвятил себя медицине. В 1904 году он поступил на медицинский факультет МГУ. Учился также в Берлине, где изучал гинекологию и операционное искусство. Окончив университет в 1909 году, прошел экстернат в Московском родовспомогательном заведении. Затем состоял врачом по женским болезням амбулатории Красного Креста им. князя Долгорукого. Издал несколько работ по акушерству. Был известен и как новатор в медицине (изобрел, в частности, новые модели акушерских щипцов и пузырь со льдом).
В духе семейных традиций Константин Мазурин был членом многих обществ: совета детских приютов, Елизаветинского благотворительного общества, археологического института, автомобильного общества и т.д. Содержал бесплатную лечебницу для неимущих, где сам принимал больных как сверхштатный врач. Наездами часто бывал в Реутове.
В первую мировую войну как патриот поступает ординатором в 17-й сводный полевой госпиталь. В эти годы составил для ротных фельдшеров два сборника по военной медицине.
Революцию Мазурин не принял. В его понимании она была неизбежным злом, разрушающим великое российское государство. Поэтому после 1917 года он покидает родину и больше сюда не возвращается. Как и многие его современники, оказавшиеся не по своей воле в эмиграции, Мазурин трагически переживает свое одиночество, называя себя вечным скитальцем. В конце концов он обосновался на родине матери — в Италии, где и умер в сентябре 1927 года в возрасте 61 года.

А. ГАЛАНИН.

Информация

Мемориальная доска (черный мрамор): "В этом доме жил командир первой отдельной батареи гвардейских минометов Герой Российской Федерации Иван Андреевич Флеров. Погиб 6 октября 1941 г.". Установлена по адресу: г. Балашиха-1, ул. Флерова, д. 5 в 2002 году (повторно).
    Советский период истории оставил в Балашихе много памятников мемориального значения. Некоторые монументы были установлены в первые годы после октябрьской революции и представляют ныне большую историко-художественную ценность, другие относятся к 50-м, 60-м, а то и 90-м годам. Но самый первый из них появился в Балашихе еще в далеко...