Реклама

Патяко Галина Ивановна

Школа должна быть гуманной

Я люблю бывать в балашихинском лицее, и прежде всего потому, что здесь ощущаешь не совсем привычную, может быть, для детского образовательного учреждения атмосферу взаимоуважения, взаимопонимания и комфорта. В лицее витает дух творчества, созидания, уважения к лучшим традициям. Дети — улыбчивы, внимательны и спокойны, нет беготни на переменах, ребячьего ора, раздраженных окриков наставников.


Директором этого учебного заведения является заслуженный учитель России, кавалер ордена Трудового Красного Знамени, кандидат педагогических наук, лауреат Всероссийского конкурса «Женщина — директор года» Галина Ивановна Патяко .

Выбор профессии учителя для Г.И. Патяко не был случайным. Родившись в Минске в семье педагогов (мама была учителем начальных классов, папа — преподавателем истории), она не мыслила о другой судьбе. Память о герое-отце, талантливом человеке, подпольщике, погибшем накануне освобождения Минска, она свято хранит всю жизнь. И трепетное отношение к героям той большой войны — сегодня часть жизни лицеистов, в лицее патриотическая работа занимает одно из первых мест.

В 1968 году Галина Ивановна приехала в Балашиху и сразу же оказалась среди замечательных педагогов школы № 5, преподавала сначала математику, потом — физику. «В то время этобыла школа-новостройка, — рассказывает Галина Ивановна, — возглавляла ее до 1979 года М.В. Шутенко — человек прекрасный по мироощущению, очень патриотичный, мудрый, и то, что было заложено тогда, тем коллективом, является основой нашей сегодняшней жизни, мы стараемся сохранить и продолжить все добрые педагогические традиции и тот высокий уровень профессионализма, которым славилась всегда школа».

Средняя школа № 5 всегда отличалась высоким уровнем знаний, подбором педагогических кадров, и эти основы явились той базой, на которой затем выстроилось учреждение нового типа, каким является на сегодняшний день лицей.

В 1979 году Г.И. Патяко стала директором школы. По ее словам, основной ее задачей в то время было преумножить все лучшее, что было в школе, и ничего не надо было кардинально менять. Но время двигалось вперед, постепенно менялись взгляды на систему образования. В начале 90-х годов перестройка коснулась всех сфер, в том числе и образования, педагоги почувствовали возможность изменить учебный процесс исходя из потребностей и возможностей учащихся и их родителей. В 1991 году школа № 5 вышла на Департамент образования Московской области с предложением о присвоении школе статуса школы-лицея. Нужно было менять программу, аргументированно доказать, что учебное заведение сможет выйти на этот уровень. Во многом помогло прошлое: школа была базовой для института повышения квалификации учителей, здесь проходили многочисленные семинары не только для учителей района, но и для работников образования области и даже России.

Статус школы-лицея образовательное учреждение носило пять лет, а с 1996 года оно стало называться балашихинским лицеем.

«Единственное, что нужно было сделать, — рассказывает Г.И. Патяко, — учесть способности всех детей, дать им возможность выбора. Начинали мы как школа с физико-математическим профилем, но через какое-то время мы поняли, что необходимо создать условия для обучения детей, у которых нет ярко выраженных склонностей к точным наукам, и предложили набор предметов, которые определяют гуманитарное направление. В эти годы наш педагогический коллектив пополнился преподавателями вузов».

Педагоги лицея придают большое значение участию детей во внеурочных мероприятиях, кружках, стараются дать детям возможность творчески раскрыться. В лицее создан замечательный театр, работают хоровой коллектив, творческая мастерская, поэтическая студия, шахматный клуб, школа бальных танцев, спортивные секции. И лицеисты все успевают: и учиться с увлечением, и заниматься творчеством. И все вместе дает прекрасные результаты. Дети, окончившие лицей, почти все поступают в вузы. В прошлом году студентами стали 62 человека. Лицей является профильной школой МГТУ им. Баумана, руководство которого отметило недавно дипломом высокое качество подготовки выпускников лицея.

Говоря об изменении в учебном процессе, Галина Ивановна рассказывает о работе психологической службы, сопровождающей учебно-воспитательный процесс. Каждую среду проводятся консультации для родителей. У ребят же уроки психологии пользуются большой популярностью: в качестве выпускного экзамена многие выбирают именно этот предмет.

Педагогический коллектив неоднократно участвовал во Всероссийском конкурсе «Школа года» и был его лауреатом, а в 2001 году лицей получил почетное звание «Школа века».

Говоря о педагогическом коллективе, рассказывая о людях, Галина Ивановна постоянно повторяет: «Замечательный человек!». И похоже, что других тут просто нет. К юбилею лицея, который прошел в декабре 2002 года, грамоты от главы района получили восемь педагогов.

Нельзя не коснуться тех добрых традиций, которыми живет лицей. И прежде всего — это патриотическое воспитание. Тридцать лет существует здесь музей Д, М. Карбышева, и двадцать лет его бессменный руководитель — Т.Д. Климанова, которая продолжила в своей работе традиции, заложенные создателем музея Л.Б. Яхиной. На базе музея проходят встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, здесь часто собираются бывшие малолетние узники концлагерей.

Гордостью ребят является пришкольный участок, где школьники выращивают овощи, постоянно поддерживая порядок в своем приусадебном хозяйстве. Этой любви к земле и труду огородника их приучил учитель истории, ветеран педагогического труда и Великой Отечественной войны А.Н. Дубинин.

В лицее существует свой гимн и свой собственный праздник — День лицея, который ребята отмечают 19 октября. Праздник всегда полон света и добра, впрочем, как и всякий день в лицее-школе, где ребята занимаются делом, познают прекрасное, серьезно думают о будущем.

— Каким вы видите завтрашний день народного образования? — задаю я Г.И. Патяко последний вопрос. И слышу в ответ: «Мы долгое время воспитывали работника, формировали профессионала, сейчас, по-моему, настало время духовного воспитания личности: необходимо воспитывать у ребенка чувство самоуважения, собственного достоинства, патриотизма, гуманности. Школа должна быть гуманной».

Л. Ефимова



Информация

Смотришь на этот монолит, и создается впечатление, будто он стоял тут всегда. А ведь всего два года назад его не было. История памятника уникальна, поэтому стоит рассказать о ней подробнее.Все началось в Балашихинском райвоенкомате Московской области со встречи родителей погибших воинов-балашихинцев...
В этом году образование городского округа Балашиха отмечает знаменательную дату - 100-летие со дня основания в Салтыковке первого на нашей земле среднего учебного заведения. В 1909 году в старинном «Белом доме» бывшего имения князя Салтыкова начала работать гимназия для детей обоего пола, открытая на средства частных лиц. В первый год н...
Хотите окунуться в историю? Можно отправиться в Краеведческий музей. Здесь три десятка лет бережно хранят и пополняют уникальные экспонаты старины далекой. Кстати, о древности города напоминают его многочисленные археологические памятники, курганные могильники славян XI–XIII веков вдоль берегов реки Пехорки. Ну а в самом музее вы, например, у...
Расположен в микрорайоне Южный г. Балашихи на ул. Карбышева. В апреле 1967 г. при непосредственном участии маршала В.И. Чуйкова в Балашихе на базе 147-го отдельного механизированного полка, дислоцирующегося на территории Балашихинского района, было основано Московское военное училище гражданской обороны. Стране нужны были офицеры, способные ликвиди...