Третий год в бшлашихинской гимназии № 3 работает научное общество «Академия творчества», которое объ

Сентябрь определяет для этих ребят не только начало учебного года, но и начало научно-исследовательской работы. Тему выбирают сами ученики, утверждают её на секции вместе с преподавателем, который будет направлять их работу, и в течение учебного года её разрабатывают. В мае проходит научно-практическая конференция, на которой и представляются результаты таких работ.
Конференцию провести в один день невозможно. Тему выбрать можно по любому предмету, который преподаётся в гимназии, поэтому работ много, сразу все не представить. Вот и 13 мая начала свою работу очередная конференция, на которой были представлены 3 работы.
Прежде чем дать слово исследователям-старшеклассникам, отметили работы младших школьников. Их конференция уже прошла, и Наталья Петровна Низова назвала имена победителей: «Все дети по своей природе исследователи. А маленькие дети тем более, потому что в силу своего возраста они очень любознательны. С прошлого года научно-исследовательская работа стала проводиться и в начальной школе. Темы выбирают дети, а учителя — их помощники в поиске ответа на поставленный вопрос. Сегодня награждаются ребята, чьи работы заняли первые, вторые и третьи места». Малышей волнуют совсем не детские вопросы: есть ли жизнь на других планетах, зачем нужно сердце, кто такой снежный человек, существует ли на самом деле лох-несское чудовище? На эти и многие другие вопросы пытаются самостоятельно найти ответы ученики начальной школы.
В этом году в исследовательской деятельности средней и старшей школы акцент делался на здоровом образе жизни. Первыми представили свою работу «Рацион питания школьника» учащиеся десятого класса (руководитель Светлана Васильевна Харитонова, учитель химии). Задачей исследователей было выявить влияние различных компонентов пищи на функции органов человека, провести качественный анализ продуктов быстрого приготовления и разработать рекомендации по их замене более полезными для здоровья продуктами. В течение года ребята готовили доклады по сопутствующим темам. Например, дети любят чипсы, гамбургеры, колу. В своих докладах юные исследователи рассказывали о том, насколько вредны чипсы, сухарики и так называемый фаст-фуд. А чтобы узнать, как ученики относятся к подобным продуктам, они провели ряд опросов, составили карточки с вопросами, разработали анкеты. Обработав весь информационный материал, ребята составили графики, которые наглядно иллюстрируют ответы учеников. «К нашему удивлению, оказалось, что даже первоклассники немало знают о химическом составе и пищевых добавках и считают эти знания главными, если ведёшь здоровый образ жизни», — констатировали исследователи. Кроме школьников, в опросах участвовали и врачи, которые отметили, что 40% учащихся гимназии жалуются на боли в животе, но только малая часть из них связана с заболеваниями желудочно-кишечного тракта.
Кроме того, ребята провели опыты, чтобы определить степень разбавленности молока, и пришли к выводу, что практически все марки молока, представленные в торговле, разбавлены водой на 30%.
Восьмиклассники под руководством Юлии Сергеевны Спиридоновой подготовили работу «Влияние пищевых добавок на организм школьника». В результате исследования выяснилось, что школьники, вне зависимости от возраста, любят перекусить булочками или бутербродами, запивая их чаем, соком или газированными напитками. А их любимыми блюдами оказались пельмени и картошка-фри, то есть основу питания составляют мучные продукты с малым содержанием витаминов.
Путь исследователя тернист и не всегда приятен. Ребята прошлись по школе, подбирая пустые банки, бутылки и обёртки продуктов и пришли к выводу, что гимназисты пьют кока-колу, едят пюре «Роллтон», «Maggi горячая кружка» вперемешку с жевательной резинкой «Дирол». Узнав предпочтения, провели исследования этих продуктов и наглядно показали, какие пищевые добавки входят в них и насколько они вредны здоровью. И конечно же, дали практические рекомендации, на какие «Е» на этикетках нужно обращать особое внимание при покупке продуктов питания.
Работу «Исследования свойств воды» продемонстрировали ученики девятого класса (руководители Софья Васильевна Григорьева и Татьяна Александровна Котельникова). В течение года ребята исследовали водопроводную воду в гимназии, снеговую воду, кипячёную и пропущенную через фильтр «Барьер», а также любимые всеми кока-колу и «Аква-минерале». Наглядно демонстрируя результаты, юные учёные доказали, что так называемая минеральная вода ничем не отличается от обычной водопроводной, а фильтр не спасает от примесей хлора. Показали также и химический опыт, демонстрирующий, что происходит в нашем желудке, если жевательные конфеты «Ментос» запить кока-колой. Впечатление от увиденного было таким, что зрители даже притихли.
Жюри, оценивающее работы, предпочтение не отдало никому, оценив все работы высшим баллом. Ирина Ивановна Зиновьева, представитель Центра психолого-медико-социального сопровождения «Радуга», поблагодарила и ребят, и учителей за прекрасные работы и попросила поделиться бесценным опытом с другими школами. Интересно мнение и ещё одного члена жюри, учёного, сотрудника химического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Татьяны Александровны Котельниковой: «Считаю, что подобная работа необходима. Во-первых, меня как учёного порадовали высокий уровень и серьёзность отношения к проблемам. Именно научная постановка проблем. Такие работы надо продолжать и привлекать к ним больше ребят. Мне очень понравилось, как школьники занимались. Им интересно, потому что они работают над тем, с чем имеют дело каждый день. Может быть, кого-то подобные исследования заставят задуматься о выборе науки в качестве будущей профессии».
Как относятся к научной работе сами школьники? На этот вопрос ответы были самые разные:
— Мы «колу» пьём и не понимаем, что мы пьём. На самом деле она очень вредна.
— Нам самим интересно, мы сами этим питаемся, теми же чипсами, сухариками.
— Для меня интересна практическая часть. Лучше доходит, когда на практике видишь.
— Теперь читаем этикетки, интересуемся составом продуктов.
— Исследования нужны, но я их не связываю напрямую с моим будущим. Этим не обязательно заниматься профессионально. Интересно себя и других просветить.
Юные исследователи пока не видят себя научными работниками, они мечтают стать программистами, актёрами, геодезистами. Но считают, что опыт, знания пригодятся в будущем обязательно.
«Практическая польза работ огромная, — говорит Юлия Сергеевна Спиридонова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, руководитель научного общества. — Оттого, что ребёнок делает сам, он получает максимальную пользу. Он лучше усваивает такой материал. Исследования — это самостоятельная работа с литературой, Интернетом, с родителями, которые помогают и поддерживают. В результате воспитывается личность, возрастает интеллектуальный потенциал ребёнка».
Вот такие они, наши дети! Они уже научные проблемы, как орешки, щёлкают!

Светлана ЛУЦЕВИЧ.
00:53

Информация

Российский государственный гуманитарный университет был образован на базе Историко-архивного института в 1991 году. В настоящее время РГГУ - это свыше 8800 студентов, более 600 аспирантов, докторантов и соискателей, свыше 1500 преподавателей. Количество студентов, обучающихся в филиалах РГГУ, превышает 28000 человек. Университет имеет более 120 пар...
В Балашихинском районе статистический орган работает тоже достаточно давно, с прошлого века. Инспектура (так он сначала назывался) государственной статистики в Балашихинском районе была основана в 1943 году и подчинялась Центральному управлению государственной статистики СССР. Возглавила её Мария Григорьевна Дёмина. Городской инспектура стала в 196...
Создан при ОКБ В.Н. Челомея (ныне НПО машиностроения) в Реутове в 50-е гг. В 1959 г. команда заняла 4-е место в первенстве РСФСР. В 1963 г. «Волга» играла в финале Кубка Московской области, в 1986 г. выиграла чемпионат Московской области...
Строительство госпиталя в Купавне началось в 1974 г. А 15 июня 1983 г были развернуты первые сто коек. В госпитале лечатся военнослужащие ВМФ. офицеры запаса и члены их семей. Всего порядка 8 тысяч человек в год. В настоящее время госпиталь рассчитан на 600 коек. Работают отделения неотложной хирургии, специальной терапии, реанимации, интенсивной т...
|