Реклама

Медицинские кабинеты Балашихинских школ не обеспечены специалистами

Отправляя своё чадо с утра в школу, родители надеются, что часов шесть, по крайней мере, можно жить спокойно. Ребёнок будет находиться под присмотром педагогов, которым по долгу службы положено заботиться о нём. А случись что со здоровьем, так медицинские работники в школе должны быть. Быть-то они должны, а как на самом деле обстоят дела с медперсоналом в школе?

КАБИНЕТ ЕСТЬ. СПЕЦИАЛИСТА НЕТ

В городском округе Балашиха тридцать общеобразовательных учреждений. В 28 из них медицинские кабинеты есть. В школе № 20 и в вечерней школе они не предусмотрены проектом. Что же касается медработников, то это, в основном, медицинские сестры, большинство из которых находятся в школе в определённые часы и дни. В школах № 2 и № 29 медкабинет оживает только на время осмотров и в дни, когда делают прививки. Почему?

«Если говорить о кадрах, то проблема существует, — объясняет сложившуюся ситуацию Роман Юрьевич Родин, заместитель главного врача ЦРБ по детству. — Сегодня 75 % медицинских работников школ — совместители, они выполняют обязанности школьного врача насколько это возможно: ведут диспансерный осмотр учащихся, прививочную работу. Оптимально, чтобы в период всего учебного процесса врач находился на месте: осматривал заболевших детей, занимался просветительской деятельностью. На сегодняшний день такая ситуация в небольшом количестве школ. По медицинским сестрам ситуация аналогичная. Врачи и медсёстры школьных учреждений находятся в штатном расписании поликлинического отделения ЦРБ, и мы готовы принять их на работу. Для этих специалистов предусмотрена доплата от главы городского округа: 5 тысяч рублей для врача и 2,5 тысячи рублей для медсестры».

«То, что медики не целый день находятся в школе — это проблема, которую мы пытаемся решить и своими силами, — говорит главный специалист управления по образованию Ирина Дмитриевна Бачинина. — В пяти образовательных учреждениях введены ставки медицинских работников, чтобы медработник находился в образовательном учреждении целый день».

В штате ЦРБ ставок школьных врачей — 12,75, так как на одного школьного врача должно приходиться 1200 и более детей. Но только 4 врача и 6 медсестёр могут назвать школу своим основным местом работы. Позволю себе предположить, что педиатры не хотят работать в школах по причине низкой заработной платы. Школьные врач и медсестра не входят в перечень специалистов первичного звена, которым согласно национальному проекту «Здоровье» положены доплаты к окладу. Поэтому в большинстве школ медкабинет работает не весь учебный день, а по расписанию. И если что-то случается, первую помощь оказывают учителя, в экстренных случаях они вызывают «скорую помощь».

«Отсутствие врача в школе — серьёзная проблема для нас, — говорит заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы № 3 Наталья Михайловна Охапкина. — Медсестра ведёт приём согласно расписанию. Но когда её нет, а дети жалуются на плохое самочувствие, мы вынуждены сами оказы-

вать помощь, вызывать родителей. В трудных случаях консультируемся в детской поликлинике, благо она рядом».

Основное место работы медсестры школы № 3 — детская поликлиника. «Работать совместителем трудно, — говорит Елена Геннадиевна Лисовская, -объём работы большой, а рабочее время ограничено. На сегодня и врача в школе нет. Для проведения прививок и медосмотров на помощь приходят врачи из поликлиники».

В Законе РФ «Об образовании» говорится о том, что образовательное учреждение предоставляет помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников, а медицинское обслуживание обучающихся и воспитанников обеспечивают органы здравоохранения. На деле это выглядит так. «Оборудование и лекарства для школьных медицинских кабинетов, -объясняет Ирина Дмитриевна Бачинина, — закупаются управлением по образованию централизованно, на бюджетные деньги городского округа согласно спискам, утверждённым органами здравоохранения. В 2007 году приобретено 2060 единиц оборудования на 4,5 млн рублей. Это огромная для нас сумма, но многого ещё не хватает, хотя основное оборудование — бактерицидные лампы, таблицы для определения остроты зрения, помещенные в аппарат Ротта, тонометры с детской манжетой есть практически во всех школьных медицинских кабинетах». Таким образом, со своей стороны учреждения образования закон выполняют.

Но! В связи с необходимостью лицензирования медкабинетов в школах появилась ещё одна проблема. Теперь медка-бинеты должны состоять из двух частей (приемной и процедурной) — причем отдельных, а не отгороженных друг от друга ширмой. А в идеале в школе должно быть как минимум 3 отдельных помещения для работы медиков: прививочный кабинет, стоматологический и кабинет приёма. «Как правило, в школе один медкабинет, — говорит Ирина Дмитриевна, — и хорошо, если он по площади соответствует требованиям СанПиН — 14 кв.м. В 10 школах кабинеты гораздо меньше». Школы строились по типовым проектам, в которых трёхкомнатные «апартаменты» для медиков не предполагались. Два помещения есть в совершенно новых школах, открытых недавно, и в тех, где работают стоматологические кабинеты (их 11). Чтобы разграничить территории существующих кабинетов, управление по образованию закупило ширмы во все школы. Выделить дополнительные помещения для стоматологов и проведения прививок готовы сейчас ещё около 10 школ. Что касается стоматологических кабинетов, работающих в школах, 4 из них имеют самое современное оборудование, в 4-х оно требует полного обновления. Остаётся дело за малым: найти средства, на которые можно это сделать.

Каковы итоги? Ситуация с медицинскими кабинетами в школах, прямо скажем, невесёлая. Помещения есть, и, в основном, они оснащены оборудованием и обеспечены лекарственными препаратами в достаточном количестве. Нет только необходимого количества специалистов для работы в них. И решить эту проблему ни медики, ни педагоги самостоятельно не могут, хотя и тесно взаимодействуют.

К слову сказать, ни в нацпроекте «Здоровье», ни в нацпроекте «Образование» проблема работы школьных медицинских кабинетов никак не отражена.

ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ -ЗАБОТА пкщая

И тем не менее, несмотря на все трудности, педагоги и медики совместными усилиями пекутся о здоровье школьников. Хотя отдельных прививочных кабинетов нет, прививки учащимся делают. «Массовая иммунизация сыграла свою роль, — говорит Евгений Иванович Ярышко, заведующий школьно-дошкольным отделением поликлинического отделения ЦРБ, — инфекций стало меньше. Снижены так называемые управляемые инфекции: гепатит В и краснуха. Благодаря вакцинации в течение двух лет не было вспышек гриппа. Инфекции страшны не столько своим

течением, сколько осложнениями. Прививки — основная их профилактика».

Регулярно, 1 раз в год в обычных школах и 2 раза в год в школе-интернате учащиеся проходят диспансерные осмотры. Их результаты доводятся в первую очередь до участковых педиатров, а также до управления по образованию.

«В этой возрастной группе основными являются заболевания дыхательных путей (86,7 %), по 10,2 % приходится на болезни глаз, кожи, подкожной клетчатки, нервной системы. Заболевания желудочно-кишечного тракта регистрируются, но их не так много», — говорит Роман Юрьевич Родин. А Евгений Иванович добавляет: «Наблюдается снижение остроты зрения и нарушение осанки из-за того, что дети много времени проводят за компьютером, а парты в школах не всегда соответствуют росту школьника, освещение недостаточное».

Со своей стороны, школа тоже заботится о сохранении здоровья своих воспитанников.

Рассказывает Ирина Дмитриевна Бачинина: «С 2005 года два раза в год проводится мониторинг физического и психологического здоровья школьников. В августе его результаты доводятся до всех руководителей образовательных учреждений. 18 школ выбрали программу сохранения и укрепления здоровья школьников как комплексную. Во всех школах есть отдельные профилактические программы, которые направлены на укрепление здоровья, на выработку навыков ценностного отношения к здоровью. Во многих школах есть специалисты, которые отвечают за сохранение и укрепление здоровья школьников. В образовательном процессе используются оптимальные формы здоровьесберегающей работы. Немалую роль играет и введение дополнительного часа физической культуры.

С 1 сентября этого года из городского бюджета будут выделены 43 млн. рублей на организацию питания младших школьников 1-4 классов.

У нас проводится очень активная профилактическая работа. Традиционными стали неделя здорового образа жизни, проходящая в ноябре, которая приурочена к Всемирному дню борьбы с курением, и декада в апреле, посвящённая Всероссийскому дню здоровья детей. Направления работы в эти недели бывают самые разные, обязательно задействованы группы волонтёров-старшеклассников, которые проводят в младших классах беседы и игры, учат ребят сохранять своё здоровье. И уже видны результаты, особенно среди младших школьников.

Питание в школе тоже играет важную роль. С 1 сентября этого года из городского бюджета будут выделены 43 млн. рублей на организацию питания младших школьников (1-4 классы).

И конечно, мы тесно сотрудничаем с представителями городского здравоохранения, медицина и образование должны работать в едином ключе».

P.S. Здоровье школьников оставляет желать лучшего, и это ни для кого не секрет. Приходя в первый класс условно здоровым, к одиннадцатому классу подросток приобретает целый букет недомоганий. Но стоит ли во всём винить школу и медицину? Как часто мы сами, родители, отправляем своего чихающего ребёнка на занятия, потому что уйти на больничный нам не позволяет работа. А придя с работы, не обращаем внимание на то, что он «сидит» в Интернете, главное не пристаёт с вопросами, ответить на которые мы уже не в силах.

Давайте начнём с себя, тогда можно будет предъявлять претензии и школе, и медицине!

Светлана ЛУЦЕВИЧ. Фото Николая ОРЕШИНА.

06:07