Школьные годы, воспоминания ветерана....

Площадка перед балашихинской школой № 2 заполнена до предела. Стою на крыльце школы и улыбаюсь, видя перед собой ребят и девчат. Они нарядные, особенно первоклассники, с букетами в руках. Море цветов. Старшеклассники стоят сзади, вон какие вымахали за лето. Они тихо переговариваются, встретившись после каникул. Папы и мамы в ожидании чего-то торжественного.
Сегодня 1 сентября! Невольно нахлынули воспоминания о далёком. Школьные годы — счастливая пора детства и юности. Ты здоров, полон энергии, о тебе все заботятся. Только веди себя хорошо и учись прилежно. Не помню перед школой таких «линеек», цветов, и никогда мы не были такими нарядными. А вот тяга к знаниям была большая. Большинство старалось учиться хорошо.
Но мы были обычными ребятами, с компьютерами дела не имели, у телевизоров не сидели. Зато много времени проводили на улице. И эта улица нас своеобразно «воспитывала». В итоге — шалости, проделки и проступки в школе. Пример тому — случай с преподавателем географии.

ГЕОГРАФИЧКА
После летних каникул всё первое: первый звонок, первый урок по истории, математике, а это был первый урок по географии в нашем 8 «А». В конце перемены в класс вошла наша классная руководительница и сообщила о том, что у нас будет новый преподаватель географии. После звонка в классе появилась молодая стройная брюнетка лет около тридцати и сказала: «Здравствуйте!» В ответтридцать глоток уже подросших ребят и девчат разом выдохнули что-то среднее между «ах, ох и ух!».
У географички отсутствовал передний верхний резец, и в зубах зияла большая дыра. После того как шум затих, преподавательница раскрыла классный журнал и произнесла: «Следующий продолжит». На что мы ответили дружным хохотом, так как никто ещё не отвечал. К сожалению, отсутствие зуба было не единственным недостатком географички. Она употребляла много лишних вводных слов. Мы тут же вооружились листочками, на которых отмечали, сколько раз произнесено «следовательно», «так сказать», «потом» и пр. И затем кто-то из нас, уже почти взрослых оболтусов, голосом, за лето вдруг огрубевшим, «тихо», так, чтобы слышал весь класс и географичка, прошептал: «Пятнадцать, так сказать». Ему в ответ: «Двенадцать, следовательно». А тут ещё началась финская война 1939-1940 годов. Учительница, рассказывая о Скандинавии, не могла обойти такое событие, как война. Это было бы аполитично. Мы заинтересовались политикой, стали стратегами, и наше мнение частенько расходилось с мнением географички. Как только раздавался звонок об окончании урока, все мы бросались к преподавательскому столу и разом в 5-6 голосов высказывали, в чём она не права и что вообще не так. Она спешила, хотела всем нам ответить, и вдруг раздавался ученический голос: «А что вы плюётесь?» Чем больше она спешила нам ответить, тем больше слюны и с большей силой вылетало через злосчастную дыру в частоколе её зубов. Но всех превзошёл наш признанный «хулиган в законе». За безобразное поведение на уроке географичка совершенно справедливо удалила его из класса. Выходя, он остановился за спиной преподавателя, развёл в недоумении руками и произнёс: «Непонятно, что это за животное, чем оно питается — один зуб, и тот шатается». Класс от таких слов онемел. Конечно, хулигана исключили из школы.
А на следующий год опять первый урок географии. «Здравствуйте», — сказала географичка. Класс ответил ей возгласом «ох, ах, ух!». Зуб вставлен и не золотой, а пластмассовый: не отличишь ни одного, речь течёт плавно, чисто, внятно.
Всё-таки, думаю, в школьные годы мы были жестокими нередко.
Мои одногодки не успели закончить школу в срок, помешала война. Большинство ребят ушли на фронт после девятого класса. А так мечтали о выпускном школьном вальсе -итоге детства и юности.
Подсознательно слышу голос директора школы № 2 о том, что школа готова к новому учебному году, а педагогический коллектив ждёт своих учеников и воспитанников. Мысли мои там, далеко. Мои школьные и дворовые товарищи… Юра Никитин — лётчик, погиб в 1941 году, Вова Ганн был пулемётчиком и погиб на Курской дуге в 1943, Толя Ру-сецкий — в Венгрии уже в 1944 году. Наш учитель истории Михаил Гаврилович Давыдов одним из первых ушёл на фронт и одним из первых пал, защищая Родину.
Так случилось, что после Великой Отечественной войны я не возвратился в город, где я учился и вырос, но своих школьных учителей помню всю жизнь. Они привили мне тягу к знаниям и любовь к книгам. Они искренне хотели, чтобы мы выросли хорошими людьми.

… Директор школы № 2 назвала мою фамилию и вернула меня к действительности. Я вновь увидел море цветов в руках жаждущих первого звонка мальчиков и девочек, пожелал детям здоровья, счастливого детства, хорошей учёбы и поклонился учителям. А вот и он, первый школьный звонок. В добрый путь, ребята!

 

Геннадий ДЕГТЯРЁВ

06:16

Информация

    Советский период истории оставил в Балашихе много памятников мемориального значения. Некоторые монументы были установлены в первые годы после октябрьской революции и представляют ныне большую историко-художественную ценность, другие относятся к 50-м, 60-м, а то и 90-м годам. Но самый первый из них появился в Балашихе еще в далеко...
Мемориальный комплекс (скульптор Любимов Н.С.) на площади Славы - 9 мая 1973г.: 1.Памятная стела "Они погибли, защищая нас", гранит. Посвящена жителям Балашихи, погибшим в годы Великой Отечественной войны.2.Мемориальные доски городов-героев.3.Аллея Героев "Землякам героям Отечества" (памятные мемориальные доски в нишах) - сентяб...