Дорога к Ф. И. Тютчеву: от дошкольника до студента
Группой сотрудников МУК «Централизованная библиотечная система» при активной поддержке управления по культуре, физической культуре, спорту и делам молодёжи в целях развития творческого и профессионального потенциала молодого поколения, приобщения к чтению, формирования нравственного и патриотического опыта на примере жизни и творчества Фёдора Ивановича Тютчева разработан творческий проект «Дорога кФ. И. Тютчеву: от дошкольника до студента». На одном из заседаний научно-методического совета МУК «Централизованная библиотечная система» проект был утверждён, а для его поэтапной реализации создана научно-исследовательская комиссия, которую возглавила заместитель директора по работе с детьми МУК «Централизованная библиотечная система» — заведующая Центральной детской библиотекой Галина Ильинична Черняева.
Разработка и осуществление творческого проекта «Дорога к Ф. И. Тютчеву: от дошкольника до студента» предусматривает анализ восприятия творчества поэта и его взглядов на общество разными поколениями молодёжи.
На первом этапе реализации проекта были заключены соглашения о сотрудничестве муниципальных библиотек — филиалов МУК «Централизованная библиотечная система» с детскими садами, школами, колледжами, вузами г. Балашихи. Разработаны четыре вида анкет для посетителей литературного музея жизни и творчества Ф. И. Тютчева в соответствии с возрастной категорией.
Только за три месяца в рамках творческого проекта музей посетили 117 человек. Среди активных участников — студенты промышлен-но-экономического колледжа, учащиеся общеобразовательных школ №2, 11, 18, Детской школы искусств № 1 им. Г. В. Свиридова, дети из подготовительных групп детского сада № 12 «Берёзка». Педагоги образовательных учреждений и библиотечные специалисты постарались сделать всё возможное, чтобы эти мероприятия под названием «Урок литературы в музее» запомнились ребятам надолго.
Урок литературы в музее включал в себя не только знакомство с творчеством поэта и хроникой его жизни, но и рассказ о Центральной районной библиотеке им. Ф. И. Тютчева, об активной деятельности её сотрудников по сохранению и пропаганде литературного наследия великого поэта, а также просмотр фильмов о поэте и памятных тютчевских местах, осмотр экспозиций литературного музея жизни и творчества Ф. И. Тютчева.
Каждая экскурсия сопровождалась чтением стихов Ф. И. Тютчева, которые, по меткой оценке его университетского друга, известного историка Михаила Погодина, «относятся к разряду вековечных». Определение, высказанное почти двести лет назад, оказалось пророческим. Поэтическое наследие Ф. И. Тютчева и сегодня, спустя многие десятилетия, продолжает будить мысль и совесть, волновать сердца людей, остаётся актуальным, заставляющим грустить и мечтать, анализировать свои поступки, гордиться своей страной и верить в неё, как верил поэт, оставивший нам в наследство замечательные поэтические образы.
Мальчишки и девчонки, юноши и девушки сегодняшней России читают стихи Ф. И. Тютчева, а с портретов библиотечного музея на них внимательными глазами смотрит сам поэт — великий лирик и мыслитель, вдохновенный певец природы, чьё имя если и не принадлежит к числу самых громких, то остаётся одним из самых дорогих и почитаемых.
Заканчивался урок литературы в музее вручением памятных сувениров (значков, буклетов, журналов, плакатов), заполнением анкет и громким дружным «спасибо» в адрес библиотечных специалистов.
Разработка и осуществление творческого проекта «Дорога к Ф. И. Тютчеву: от дошкольника до студента» предусматривает анализ восприятия творчества поэта и его взглядов на общество разными поколениями молодёжи.
На первом этапе реализации проекта были заключены соглашения о сотрудничестве муниципальных библиотек — филиалов МУК «Централизованная библиотечная система» с детскими садами, школами, колледжами, вузами г. Балашихи. Разработаны четыре вида анкет для посетителей литературного музея жизни и творчества Ф. И. Тютчева в соответствии с возрастной категорией.
Только за три месяца в рамках творческого проекта музей посетили 117 человек. Среди активных участников — студенты промышлен-но-экономического колледжа, учащиеся общеобразовательных школ №2, 11, 18, Детской школы искусств № 1 им. Г. В. Свиридова, дети из подготовительных групп детского сада № 12 «Берёзка». Педагоги образовательных учреждений и библиотечные специалисты постарались сделать всё возможное, чтобы эти мероприятия под названием «Урок литературы в музее» запомнились ребятам надолго.
Урок литературы в музее включал в себя не только знакомство с творчеством поэта и хроникой его жизни, но и рассказ о Центральной районной библиотеке им. Ф. И. Тютчева, об активной деятельности её сотрудников по сохранению и пропаганде литературного наследия великого поэта, а также просмотр фильмов о поэте и памятных тютчевских местах, осмотр экспозиций литературного музея жизни и творчества Ф. И. Тютчева.
Каждая экскурсия сопровождалась чтением стихов Ф. И. Тютчева, которые, по меткой оценке его университетского друга, известного историка Михаила Погодина, «относятся к разряду вековечных». Определение, высказанное почти двести лет назад, оказалось пророческим. Поэтическое наследие Ф. И. Тютчева и сегодня, спустя многие десятилетия, продолжает будить мысль и совесть, волновать сердца людей, остаётся актуальным, заставляющим грустить и мечтать, анализировать свои поступки, гордиться своей страной и верить в неё, как верил поэт, оставивший нам в наследство замечательные поэтические образы.
Мальчишки и девчонки, юноши и девушки сегодняшней России читают стихи Ф. И. Тютчева, а с портретов библиотечного музея на них внимательными глазами смотрит сам поэт — великий лирик и мыслитель, вдохновенный певец природы, чьё имя если и не принадлежит к числу самых громких, то остаётся одним из самых дорогих и почитаемых.
Заканчивался урок литературы в музее вручением памятных сувениров (значков, буклетов, журналов, плакатов), заполнением анкет и громким дружным «спасибо» в адрес библиотечных специалистов.
В «электронный век культуры», век стремительно меняющихся ценностей и новых технологий, очень важными являются проекты, направленные на передачу памяти от поколения к поколению, сохранение культурных ценностей и использование культурного наследия как ресурса развития нации. Творческий проект «Дорога к Ф. И. Тютчеву: от дошкольника до студента» и является таковым. По реакции юных посетителей, оставленным ими отзывам, а также по результатам анкетирования можно смело сказать, что наши дети могут быть не только благодарными слушателями, но и активными участниками новых интересных проектов.
Людмила КАЗАКОВА, заведующая литературным
музеем Центральной районной библиотеки им. Ф. И. Тютчева, член Союза журналистов России
музеем Центральной районной библиотеки им. Ф. И. Тютчева, член Союза журналистов России