Реклама

В Центральной детской иблиотеке г. Балашихи прошёл областной семинар - творческая лаборатория на тем

В феврале в Центральной детской иблиотеке г. Балашихи прошёл областной семинар — творческая лаборатория на тему: «Развитие творчества детей — основа будущего России». Подобный статус профессионального разговора руководителей библиотечных систем Подмосковья был определён Московской областной государственной детской библиотекой и её директором О. П. Кубышкиной. А разнообразный содержательный компонент внесён многочисленными именитыми гостями, среди которых писатель В. Г. Бояринов, академик-тютчевед Г. В. Чагин; представительством таких издательств, как «Белый город», «Грамотей», «Детство. Отрочество. Юность» Российского детского фонда. Участниками семинара стали директора муниципальных библиотечных систем, педагогов русского языка и литературы, руководители органов управления культуры и образования, священнослужители, дети из общеобразовательных школ и школ искусств.
На семинаре состоялся удивительно живой и непосредственный обмен мнениями по таким важнейшим темам воспитания и образования детей и подростков, как интерес к чтению, комплектование библиотек, интегрированный подход к формированию содержательного направления культурно-просветительской деятельности библиотек, договорная составляющая их работы, сотрудничество с издательскими домами и многое другое. В ходе семинара происходило общение коллег друг с другом, с людьми, которые всячески поддерживают библиотечное дело. Мы представляем читателям часть диалога одного из организаторов семинара — М.А. ЧЕРНОВОЙ, заместителя начальника управления культуры администрации городского округа Балашиха, с известным писателем, генеральным директором Московской городской организации Союза писателей России В. Г. БОЯРИНОВЫМ.
М.А.: Владимир Георгиевич! Рада встрече с Вами на балашихинской земле, на областном творческом семинаре. Тема семинара для Вас тоже важна — творческое развитие детей, проблема, которой Вы посвятили многие годы своей общественной и писательской деятельности. А как начиналось Ваше творчество? В каком возрасте Вы написали своё первое стихотворение?
В.Г.: Каков бы ни был возрасту мужчины, любые стихи, на мой взгляд, исходят от чувства любви. И моя первая влюблённость случилась в пятом классе школы. Родилось стихотворение, в котором определился «вечный треугольник». Мой соперник был в сравнении со мной птицей другой породы, а я — «соловей», которого никто не слушал. Я написал большое полотно — страницы на две, на три. Ну а дальнейшие влюблённости были ещё более «объёмными» по тексту своего изложения на бумагу, но могу твёрдо сказать, что не было бы стимула для творчества, если бы это не находило своего отклика. И мои поэтические опусы становились всё больше и больше, но при этом в них всегда присутствовало и чувство юмора.
М.А.: Владимир Георгиевич! Вы многие годы руководите фестивалем детского и юношеского литературного творчества «Подсолнушек». Выпущено 6 книг, это стихи и рассказы детей Московской области. При поддержке главы нашего округа В. Г. Самоделова Вы помогли нам сделать отдельный том, состоящий из произведений исключительно балашихинских детей. Как обстоят дела с «Подсолнушком» сейчас?
В.Г.: Открою Вам секрет. Фестиваль детского и юношеского литературного творчества «Подсолнушек» был организован в 1997 году в корыстных целях. Я никак не мог найти общего языка с некоторыми московскими чиновниками, от которых зависели и пропаганда детского литературного творчества, и более жизненный вопрос нашего существования — речь идёт о приватизации нашего здания в г. Москве на ул. Большой Никитской. Это наш Писательский дом, построенный ещё в Советском Союзе на наши писательские деньги. Существовала серьёзная угроза потери Писательского дома. Мне нужен был особый ключик, способный открыть двери московских чиновников. Я входил в кабинеты после длительного ожидания в очереди и задавал сакраментальный вопрос: «Вы детей любите?» Кто смог бы дать отрицательный ответ? В этот момент я не просил денег на проект, а добивался начала диалога. Так как моё «предприятие» по сохранению здания на Большой Никитской завершилось успехом, то и детский проект также стал в моей жизни весьма успешным. Я служу ему долгие годы, храню верность и благодарю удивительного человека, светлая ему память, Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, который благословил проект, и в каждом томе нашего «Подсолнушка» есть его напутственное слово. Теперь надеюсь, что не оставит без своего благословения наш проект новый Патриарх Кирилл.
М.А.: Да, благословение Православной Церкви в таком деле необходимо. В 1999 году, в 200-летний юбилей А. С. Пушкина, на праздник-День славянской письменности и культуры в наш город приезжал управляющий Московской епархией митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Ювеналий читал детям стихи, в том числе рассказал о поэтической переписке митрополита Филарета и А. С. Пушкина. Как важно современным детям от священнослужителя услышать как напутствие такие слова: «Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога мне дана…» И подобное напутствие мы услышали в словах Патриарха Кирилла, который обратился ко всем православным людям со словами о необходимости активно работать с молодёжью, искать контакты с ней, налаживать пути сотрудничества и диалога.
Владимир Георгиевич! Вы являетесь одним из руководителей Московской городской писательской организации СП РФ. Что это за организация в нынешнее время?

В.Г.: Это самая большая писательская организация России, в её рядах 2,5 тысячи человек: критики, прозаики, публицисты, поэты. В нашей организации нет принципа разделения на г. Москву и Московскую область. Областная организация, так же, как городская, действует вполне самостоятельно, являясь юридическим лицом. Но в своё время подобного разделения не было. И только для уже упомянутого права собственности на здание нужно было единую организацию разделить. По сути же -это единое целое. При желании вступить в
писательскую организацию проблем из-за вопроса места жительства — область или столица не существует.
М.А.: Вы возглавляете вместе с С. В. Михалковым ещё одну писательскую организацию: Международное сообщество писательских союзов. Что это за структура?
В.Г.: Международное сообщество писательских союзов — это бывший Союз писателей СССР. Если в силу сложных и противоречивых обстоятельств бывшие союзные республики: Литва, Латвия, Эстония, Грузия, Украина разрывают отношения с Россией, то писательские союзы этих республик продолжают с нами профессиональные и дружеские отношения, они входят в упомянутую структуру. Например, в Эстонии есть союз русских писателей. Мы с ним дружим, и через свой союз они представляют Эстонию в Содружестве, они наши члены.
Принцип членства такой: это должна быть общественная писательская организация. Данный принцип для нас важнейший, он лежит в основе Международного сообщества, что согласовано с задачами, которые ставит перед нами Правительство России. Но кроме отношений с бывшими союзными республиками, мы поддерживаем отношения с русскими писателями, живущими за рубежом.
Так как в нашу организацию входят очень деятельные люди, что не могли не заметить в московском правительстве, нам поручили организовать и провести Международный конгресс писателей, живущих за рубежом. Это была трогательная встреча мирового писательского сообщества, которую открыл С. В. Михалков при исполнении Гимна России на его слова. Но главное было уже после Конгресса. Началась «ядерная» реакция по всему писательскому миру, прошли конгрессы в Чехии, Австрии, Германии. Как видите, этот Конгресс стал подлинным праздником общения и дружбы с русскими писателями, живущими за рубежом.
М.А.: Владимир Георгиевич! Так как Вы ездите так далеко по своим профессиональным проблемам, можно предположить, что без Вашего внимания не остаются и города Московской области?
В.Г.: Когда мы начали искать в Подмосковье одарённых в литературном отношении детей, сначала вышли на г. Коломну. Это был первый район, который нам подсказал, что самые активные дети живут в Московской области. И мои поездки за 100 километров оказались «не напрасными и не случайными». Первый сборник «Подсолнушка» на одну треть состоял из работ детей г. Коломны.
Потом была Балашиха, и спасибо главе городского округа В. Г. Самоделову за его горячий отклик на наше предложение о создании отдельного сборника. Он стал прецедентом для глав других муниципальных образований — я вытаскиваю при встречах этот сборник, показываю его, чтобы и они откликнулись на подобный пример, как нужно относиться к талантли-
вым детям. Затем я стал очень активно сотрудничать с Ленинским районом.
Балашиха и Ленинский район — это две территории Подмосковья, которые, в хорошем смысле, соревнуются друг с другом в активности литературного творчества, работе библиотек, в «сгустке» творческой энергии детей и юношества, неравнодушных к нашему делу.
Не важно, станет ли тот или иной ребёнок писателем. Пусть он будет хорошим инженером, юристом, рабочим, но он будет грамотным человеком, понимающим литературу, говорящим на хорошем русском языке, умеющим смотреть на свою профессию через призму широкой панорамы отечественной культуры.
Литература — это прежде всего язык общения. Мы сейчас разговариваем с Вами и хорошо понимаем друг друга, хотя у каждого своя жизненная и профессиональная школа, но владение языком даёт непринуждённое, доверительное общение и понимание друг друга. Владение языком позволяет человеку достичь большего и в профессии, и в карьере, и в жизни.
М.А.: Вы затронули одну из самых «жгучих», наболевших проблем нашего общества: нужна ли литература современному человеку? Не только ребёнку, подростку, а и молодому, занятому своим делом человеку?
В.Г.: Это всё равно, что спросить у человека, нужна ли ему Молитва?
Каждый к Молитве подходит по-своему. И у каждого человека, я уверен, есть своя Молитва, которую он читает примерно так: до Бога далеко, но он есть. Я ему служил и служу, но понимаю, что сильно грешен, хотя в суете каждого дня не хочу говорить о нём постоянно. Я его люблю, и прошу здоровья моим родным и близким, прощения моим многочисленным грехам, моей бесконечной суете, и надеюсь, что я ещё не пропащий в нравственном отношении человек, а в нужное время я припаду к его Стопам, чтобы получить по своим заслугам и прегрешениям.
Когда человек читает хорошую, светлую прозу, написанную не для коммерческих целей, это своеобразная Молитва, которую он даже не осознаёт. Когда мы читаем стихи Ф. И. Тютчева — это прямое общение с Богом. Когда читаем пока ещё не разгаданного, таинственного писателя Н. В. Гоголя, чувствуем в нём посланца Бога. В своих произведениях он никому не грозил указующим Перстом. Сначала писал просветлённые «Вечера на хуторе близ Диканьки», затем мрачные «Мёртвые души». Но всё равно — это Молитва, потому что когда мы читаем Гоголя, мы просветляемся и понимаем, что он никогда никого не поучал, но всегда учил.
В связи с темой нашего разговора я вспоминаю телевизионную передачу «Слово пастыря», которую долгие годы вёл митрополит Кирилл. В ней он проповедовал, а по ходу своего общения со зрителями рассказывал много интересных вещей, привлекая своей непосредственностью новых и новых участников передачи, и давал колоссальный моральный заряд нам на целую неделю. С этим влиянием могут сравниться хорошая проза и хорошие стихи. И даже если стихи плохие, они будут полезны написавшему их человеку. Поэтому в подмосковных городах создаётся много литературных объединений во благо культурной жизни районов. Тем самым люди влияют на окружающих, на общую атмосферу города, делают её лучше и чище.
Вот что такое в моём понимании стихи и проза, хотя по большому счёту я их не разделяю. В своё время, в детстве, я читал всё запоем, сначала даже не зная, стихи это или проза. Например, А. Твардовский. Для меня был интересен сам «Василий Тёркин». Потом я понял разницу.
М.А.: Спасибо, Владимир Георгиевич, за серьёзный и обстоятельный разговор о литературе, о её прошлом и настоящем, о её значении для человека, особенно для человека подрастающего.
Желаю Вам творческих успехов, здоровья и счастья, а нам побольше встреч с Вами, с интересными писателями и поэтами, с настоящей Литературой.

00:20