В Балашихинском историко-краеведческом музее открылась уникальная выставка традиционной китайской жи

Среди экспонатов немало картин китайских живописцев, выполненных в традиционном китайском стиле на похожей на папирус рисовой бумаге, с помощью специальных красок и туши. Надо отметить, что при написании картин восточные мастера используют тушечницы, в которых предварительно смешивают необходимые краски. В свою очередь, краски изготавливают из копоти, полученной при сжигании тунгового масла и сосновых деревьев. Кисти также делают из натуральных материалов.
«Гохуа» как вид живописи зародился в Китае в средние века и до сих пор является своеобразной «визитной карточкой» китайской народной культуры. В «гохуа» выделяют два вида техники писания: глубокими мазками и с мелко прорисованными деталями. В картинах в стиле «гохуа» можно увидеть три основные сюжетные линии: горы и реки, цветы и птицы, а также портреты. Причём в портретной живописи Китая мастера, как правило, изображают образ вымышленного персонажа, в котором автор подчёркивает, прежде всего, духовность. И в этом смысле искусство китайского портрета можно сравнить с древним русским искусством иконописи. Появившийся в VI веке в Китае фарфор также стал объектом творчества мастеров живописи. Некоторые предметы китайской утвари из фарфора присутствуют и среди экспонатов открывшейся выставки.
Изображая природу, восточные мастера дают зрителю возможность мысленно дописать предложенный ими пейзаж. А в качестве «ключа» каждый автор оставляет на картине соответствующую надпись или стихотворные строки в виде китайских иероглифов, а также индивидуальный авторский штамп. Цветы для китайской культуры — особая линия в декоративно-прикладном искусстве. С давних пор китайцы ценят и почитают четыре «благородных цветка»: орхидею, лотос, дикую сливу «мэйхуа» и бамбук, изображения которых можно увидеть на многих шедеврах восточных мастеров, в том числе и на выставке в Балашихинском историко-краеведческом музее.
Нельзя не отметить и традиционные китайские веера, первое упоминание о которых в истории Древнего Китая относится к XI-X векам до нашей эры. Изготавливаемые из бамбука, павлиньих перьев, сандалового дерева и бумаги веера не только служили средством защиты от жары и солнца, они имели свою семиотическую символику: опусканием веера выражали почтение вельможе, а лёгким движением приветствовали друг друга. На веерах также подавали милостыню и принимали различные лакомства. Позже веера стали изготавливать из шёлка, ткани, слоновой кости, перламутра.
В экспозиции музея также представлена резьба по пробковому или бархатному дереву, произрастающему на Дальнем Востоке и в Китае.
Выставка будет работать в стенах Балашихинского историко-краеведческого музея до 28 февраля. Время работы с 10.00 до 18.00 без обеда. Воскресенье и понедельник -выходные дни.

Кристина ИВАНОВА
09:40

Информация

Сегодня мы побываем в удивительном месте, — в подмосковной усадьбе, которая в течение 19-го века дважды становилась культурным центром России. Усадьба эта находится в 60-ти километрах от Москвы, на исторических землях Сергия Радонежского. Известна она давно, еще с 16-го века, и называлась тогда Абрамково, потому что это возвышенное место обра...
|