Прогноз социально-экономического развития городского округа Балашиха (Интервью с Нонной Алёшкиной)

В конце 2008 года в здании администрации городского округа Балашиха прошли традиционные публичные слушания по проекту бюджета муниципального образования на новый год. Пока это только прогноз социально-экономического развития городского округа, который будет уточняться с учётом сокращения динамики основных бюджетообразующих показателей. В первую очередь это прибыль предприятий и изменение фонда оплаты труда, что непосредственно влияет на прогнозируемые объёмы поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет. Об этом наш разговор с заместителем главы администрации городского округа Балашиха Нонной АЛЁШКИНОЙ.
— Нонна Валерьевна, скажите, какие отрасли в Балашихе можно назвать лидерами промышленного производства?
— Прежде всего, это производство машин и оборудования (ОАО «Криогенмаш», ЗАО «МЕТТЭМ-Технологии»), химическое производство (ОАО «Линде Газ Рус», ЗАО «Акзо Нобель Декор») и производство пищевых продуктов, включая напитки (ЗАО Фирма «Урожай»). В настоящее время продукция этих отраслей является наиболее востребованной. Стабильные темпы развития сохраняют и предприятия, осуществляющие деятельность в области производства летательных и космических аппаратов (ОАО АК «Рубин»), а также производства готовых металлических изделий (ОАО «345 механический завод»).
Таким образом, ожидаемый объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по промышленным видам деятельности в крупных и средних организациях за 2008 год составляет 20168 млн руб. При этом за 9 месяцев прошедшего года этот показатель составил 13448,6 млн руб., или 66,7% в оценке года, что соответствует сложившейся динамике прошлых периодов.
— В течение трёх последних лет Балашиха лидирует в Московской области по уровню развития малого предпринимательства. В чём это выражается ?
— По состоянию на 1 июля 2008 г. в городском округе в различных видах экономической деятельности работали 1394 малых предприятия, на ко-
торых были заняты 14,97 тысяч человек, что составляет 122% к аналогичному показателю
2007 года. Средняя заработная плата за первое полугодие
2008 г. составила 15232 руб. Тенденции развития малого
предпринимательства позволяют прогнозировать в 2009 -2011 гг. рост фонда оплаты труда на 138 — 144,5% по первому варианту и 144,7 — 150,8% по второму. Среднегодовой прирост предприятий малого и среднего бизнеса в прогнозе определён в размере 5%.
— Нонна Валерьевна, какие сферы деятельности городского округа Балашиха наиболее активно инвестируются?
— В последние годы наблюдается значительный рост инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство. Это объясняется строительством жилых домов по принципу комплексной застройки микрорайонов с учётом необходимости развития инженерной инфраструктуры. За 9 месяцев 2008 г. введено в эксплуатацию 46 тыс. кв. м жилья. Оценка данного показателя в 2008 г. 338,1 тыс. кв. м, что составляет 82% к уровню 2007 г.
За счёт всех источников финансирования за 9 месяцев 2008 г. освоено капитальных вложений в действующих ценах на сумму 8 млрд 84 млн руб.
Согласно подсчётам оценка инвестиций 2008 г. составляет 14231 ,55 млн руб., что выше уровня 2007 г. на 20,7%.
— Каков объём оборота розничной торговли в Балашихе?
— Объем оборота розничной торговли городского округа Балашиха рассчитан с учётом оценки скрытой и неформальной деятельности. За 9 месяцев 2008 г. товарооборот составил 23,8 млрд руб., оценка оборота розничной торговли в 2008 г. — 36,2 млрд руб. По обороту розничной торговли на крупных и средних предприятиях городской округ Балашиха занимает 5 место среди муниципальных образований области.
Прогноз роста платных услуг на 2009 год по оптимистическому варианту в сравнении с оценкой 2008 г. в ценах соответствующих лет составляет 124,5%, индекс физического объема — 109,6%.
— Нонна Валерьевна, как Вы оцениваете уровень жизни населения городского округа Балашиха?
— На крупных и средних предприятиях Балашихи среднемесячная заработная плата в
2007 г. составляла 18622 руб. и была выше средней по Московской области (17898 руб.). Если судить по полному кругу организаций, то среднемесячная заработная плата на одного работающего в Балашихе составляла в 2007 г. — 16621,6 руб. По уровню заработной платы Балашиха занимала 17 место среди 76 подмосковных муниципальных образований.
За первое полугодие
2008 г. средняя заработная плата в целом по городскому округу составила 20 тыс.
245 руб., за 9 месяцев 2008 г. этот показатель составил
23.0 тыс. руб. Ожидаемая заработная плата за 2008 г. -
24.1 тыс. руб. Теперь по уровню заработной платы Балашиха среди муниципальных образований области вышла на 16 место.
Прожиточный минимум по Московской области на душу населения для трудоспособного населения во II квартале 2008 года составил 5134 руб., для пенсионеров — 3748 руб.
Средняя обеспеченность населения городского округа Балашиха общей жилой площадью составила на конец
2007 г. 22,97 кв. м на одного человека, или 106% к уровню 2006 г. (21,62 кв. м). Оценка
2008 г. и прогноз на 2009 г. (2 вариант) по данному показателю, соответственно, 24,47 и 25,87 кв. м.
— Как повлиял мировой финансово-экономический кризис на планирование основных направлений бюджетной и налоговой политики городского округа Балашиха в 2009 году?
— Следует отметить, что за последние месяцы 2008 г. существенно возросла неопределенность на мировых рынках сырья, продовольствия и капитала. Продолжается замедление роста мировой экономики.
Учитывая, что Министерством финансов Московской области показатели объёмов межбюджетных трансфертов из бюджета Московской области на 2009 г. будут изменены и в новых значениях доведены дополнительно, при формировании проектов бюджетов было предложено исходить из необходимости формирования бездефицитных бюджетов и соблюдения режима строгой экономии в расходовании бюджетных средств исходя из консервативного сценария развития экономики и динамики налоговых поступлений.
В связи с этим основной задачей бюджетной и налоговой политики городского округа Балашиха на 2009 г. является обеспечение первоочередных расходов бюджета, связанных с выплатами денежного содержания работникам бюджетных учреждений, оплатой питания, медикаментов, текущим содержанием бюджетных учреждений и иными затратами неотложного характера.
Исходя из вышеизложенного, проект бюджета городского округа Балашиха на 2009 г. по доходам сформирован в размере 4310,5 млн руб., по расходам — в размере 4266,8 млн руб., с профицитом в размере 43,7 млн руб. Профицит бюджета округа на 2009 г. планируется направить на погашение долговых обязательств.

— Из чего предусмотрена доходная часть бюджета на 2009 ã.?
— В доходную часть бюджета войдут налоговые и неналоговые доходы — 2436,7 млн руб., безвозмездные поступления — 1020,0 млн руб., доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности — 853,8 млн руб. (включая платежи ОМС -598,9 млн руб.).
По сравнению с 2008 г. структура поступления налоговых и неналоговых доходов значительно изменилась. В составе налоговых и неналоговых доходов 2009 г. основной удельный вес приходится на налоговые доходы
1790.7 млн руб., или 73,5% (в 2008 г. — 47,4%).
По неналоговым доходам прогноз 2009 г. составляет 646,0 млн руб., или 26,5% (в 2008 г. — 52,6%), из них основная доля приходится на доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки и муниципальное имущество.
— Как планировались расходы бюджета на 2009 г. ?
— Расходы бюджета городского округа на 2009 г. планировались с должной степенью осмотрительности, учитывались все возможные варианты развития экономики, включая негативные, и в то же время были использованы все имеющиеся возможности. В основном расходы бюджета предусмотрены на социально значимые статьи. Наибольшую долю из них — 81 % — составляют расходы по обеспечению функционирования социально-культурной сферы (образование, культура, здравоохранение и спорт, социальная политика).
Расходы на оплату труда с начислениями работникам бюджетной сферы предусмотрены с учётом увеличения на 10%.
— Нонна Валерьевна, назовите, пожалуйста, основные статьи расходов.
— Расходная часть бюджета округа, планируемая в сумме
4266.8 млн руб., больше утверждённого бюджета 2008 г. на
177.8 млн руб.
По разделу «Общегосударственные вопросы» предусмотрены расходы в сумме
582.9 млн руб. — на оплату труда, социальные выплаты, материальные затраты, налог на имущество, на обслуживание муниципального долга, резервный фонд администрации, на содержание административных зданий, содержание многофункционального центра.
28,1 млн руб. предусмотрено бюджетом по разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятель-
ность». Сюда входят содержание органов внутренних дел, муниципального учреждения по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне и мероприятия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории городского округа.
По разделу «Национальная экономика» (организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования, содержание и ремонт дорожного хозяйства) расходы предусмотрены в размере 93,8 млн руб.
Раздел «Жилищно-коммунальное хозяйство» потребует расходов в размере 90,7 млн руб. (расходы на благоустройство и озеленение территорий, ремонт и содержание городского освещения, текущий и капитальный ремонт жилищного фонда).
На охрану окружающей среды, в рамках которой будут осуществляться мероприятия
по охране объектов растительного и животного мира, расходы предусмотрены в размере 9,3 млн руб.
Самая большая статья расходов бюджета городского округа на 2009 год предусмотрена на образование 1799,6 млн руб. Из них за счёт субвенции, субсидии 803,1 млн руб., за счёт предпринимательской деятельности — 140,8 млн руб.
Бюджетом округа предусмотрены расходы на оплату труда с начислениями, оплату коммунальных услуг, питание (с учётом увеличения норм питания по ДДУ на 28%; по школам предусмотрены завтраки для всех учащихся 1 -4 классов стоимостью 39,0 руб. за один завтрак; обеды для детей из групп продлённого дня и учащихся школ для детей с задержкой психического развития -стоимостью 66,0 руб. за один обед), оплату земельного налога и налога на имущество, мероприятия по молодёжной политике.
На раздел «Культура, кинематография, средства массовой информации» предусмотрено 193,9 млн руб., из них за счёт предпринимательской деятельности -13,7 млн руб.
Бюджетом округа предусмотрены также расходы на социально значимые статьи. На капитальный ремонт МУ «Дворец культуры «Балашиха» предусмотрены расходы за счёт субсидии в размере 40,0 млн руб.
На здравоохранение бюджетом на 2009 год предусмотрены расходы в сумме 1189,9 млн руб., из них за счёт субвенции — 51,9 млн, за счёт предпринимательской деятельности — 666,1 млн руб. (включены доходы и расходы по Фонду обязательного медицинского страхования в общей сумме 598,9 млн руб.). Предусмотрены также расходы на социально значимые статьи, на транспортные услуги «скорой медицинской помощи».
По разделу «Спорт и физическая культура» запланированы расходы в размере
162.7 млн руб., из них за счёт предпринимательской деятельности — 29,2 млн руб. Бюджетом округа предусмотрены расходы на социально значимые статьи.
Раздел «Социальная политика» предусматривает расходы в размере 112,8 млн руб., из которых за счёт субвенции -
104.8 млн руб. — на выплату гражданам жилищных субсидий, на компенсацию части родительской платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях, на обеспечение жильем детей-сирот, на оказание социальной помощи населению, на выплату муниципальных пенсий.
Беседу вела Светлана ЮРЧЕНКО
00:48
|