Олег Приймак о экологической ситуации в Подмосковье

Мы продолжаем разговор об экологических проблемах. Сегодня наш собеседник — член Комитета по аграрной политике, землепользованию, природным ресурсам и экологии Мособлдумы, член фракции КПРФ Олег ПРИЙМАК.
— Олег Анатольевич, вы курируете в Мособлдуме вопросы, связанные с отходами. Тема эта необъятная, поэтому предлагаю остановиться на одном из аспектов утилизации упаковки. Есть ли данные о том, какой процент она занимает в общем объеме твердых бытовых отходов (ТБО)?
— Согласно статистическим данным в России в год на каждого человека приходится около 350 кг твердых бытовых отходов (ТБО). Составной частью ТБО является использованная упаковка, которую можно применять в качестве вторичных материальных ресурсов. Количество этой упаковки составляет 30!50% ТБО.
— А в Московском регионе?
— В Московской области общий объем ТБО, образующихся в течение года, составляет порядка 3-х млн тонн, и около 5,5 млн тонн ТБО ежегодно добавляет Москва; использованная упаковка в этом объеме занимает около 50% — значит, примерно, 4 млн тонн в год.
— И всё закапывается?
— В основном — да, хотя мест для захоронения уже практически не осталось. Официально на территории Московской области зарегистрировано около 30 действующих полигонов, срок действия большинства которых ограничен 2011 годом. К этому можно добавить пару тысяч «диких» свалок, а также придорожные леса, леса и овраги вокруг населенных пунктов и дачных товариществ. Производств по переработке в регионе практически нет.
— Почему?
— Здесь имеется комплекс причин, в том числе — отсутствие необходимой законодательной базы, нет денег на покупку технологий переработки отходов. Для сравнения: один
мусорозжигающий завод стоит более 200 млн евро.
— Давайте поговорим о деньгах. Сегодня Россия переживает потребительский бум. В страну поступают миллионы тонн товаров со всего мира. И все они упакованы. Многие упаковки имеют специальную экологическую маркировку, так называемую «зеленую точку» с изображением двух стрелок. Это обозначает, что в стоимость товара заложены средства на переработку упаковки. Вот вам и деньги.
— В настоящее время доля импортной упаковки по отдельным позициям доходит до 70%, но если товар зарубежный, то эти деньги и остаются за рубежом. А все потому, что в России отсутствует законодательная и нормативно-правовая базы в области обращения с упаковкой и упаковочными отходами. В этих условиях мы не имеем возможности присоединиться к международной «Системе солидарной экологической ответственности».
— А что собой представляет эта система?
— Практически во всех европейских странах финансирование сбора, сортировки и утилизации использованной упаковки осуществляют уполномоченные некоммерческие организации, заключившие соответствующие соглашения с местными властями, промышленными производителями и потребителями упаковки, организациями, специализирующимися на сборе и утилизации отходов.
В частности, наиболее известной является система «Зеленая точка», которая используется для финансирования процессов сбора и сортировки упаковочных отходов. Знак «Зеленая точка» может быть поставлен на упаковке только в том случае, если участник системы уплатил лицензионный сбор, величина которого зависит от материала упаковки, её массы; а также дополнительный сбор, рассчитанный исходя из объема и площади поверхности упаковки. Лицензионный сбор корреспондируется с общими затратами на сбор, сортировку и вторичную переработку упаковочных отходов. Собранные лицензионные сборы направляются на финансирование сбора и сортировки упаковочных отходов.
В настоящее время товарный знак «Зелёная точка» используется в 15 странах, где действуют 15 систем по утилизации упаковочных отходов, т. е. практически во всех европейских странах, а также в Японии и Канаде. Этим знаком
уже маркированы более 400 млрд упаковок. Его используют более 77 тыс. фирм, получивших лицензию.
Кстати, в странах ЕС установлены минимальные квоты вторичной переработки для отдельных упаковочных материалов: 60% — для стекла, 55% -для бумаги и картона, 50% -для металлов и 15% — для древесины, 20% — для полимеров.
— Наша страна теряет миллиарды, зарастает мусором — и никого это не волнует?
— Попытки решить проблему были. В 2002 году в Совете Федерации был подготовлен законопроект «Об упаковке и упаковочных отходах». Закон должен был способствовать созданию и упорядочиванию нормативно-правового регулирования в области обращения упаковки и упаковочных отходов в Российской Федерации; устранению барьеров в торговле и гармонизации с различными мероприятиями, осуществляемыми в странах ЕС в области управления и обращения с упаковкой и упаковочными отходами и направленными на предотвращение и уменьшение негативного воздействия на окружающую среду, включая присоединение Российской Федерации к международной системе ответственности производителей.
Законопроект «Об упаковке и упаковочных отходах» был подготовлен на основе анализа действующего российского законодательства, Европейской директивы 94/62 «Об упаковке и упаковочных отходах», а также действующих в европейских странах законов об упаковке и упаковочных отходах, законов об отходах.
Основной идеей законопроекта являлось введение ответственности производителей и промышленных потребителей упаковки в течение всего её жизненного цикла.
— Законопроект публично обсуждался на различных уровнях, в том числе и в Московской областной думе. Областные депутаты подавали свои предложения в названный законопроект?
— Одним из предложений нашего Комитета было внести нормы по обращению с упаковочными отходами в действующий Федеральный закон «Об отходах производства и потребления». Это помогло бы решить хотя бы часть проблем. Но мы услышаны не были.
— В течение шести лет к законопроекту больше не возвращались?
— В 2006 году Совет Федерации направил в Правительство РФ два законопроекта:
1) проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части обращения с упаковочными отходами и упаковкой);
2) проект федерального закона «О специальном техническом регламенте на упаковку, процессы её производства и утилизации в конце жизненного цикла». Правительство дало на них отрицательные отзывы. С тех пор вопрос не поднимался.
В 2005 году на основе данного законопроекта был разработан проект специального технического регламента «Об упаковке и упаковочных отходах» (Правительства), однако и этот документ до настоящего времени официального статуса не получил.
— Насколько изменилась бы ситуация с отходами, если бы закон «Об упаковке и
упаковочных отходах» был принят?
— По оценке специалистов, это позволило бы:
— на 30!50% снизить нагрузки на полигоны за счет уменьшения количества захораниваемых отходов упаковки;
— обеспечить вовлечение в хозяйственный оборот ценного вторичного сырья;
— построить дифференцированную систему солидарной экологической ответственности производителей за загрязнение окружающей среды отработавшей свой срок тарой и упаковкой и обеспечить ее нормативно-правовой базой на основе складывающихся контрактных взаимоотношений между «производителем тары — производителем упакованной продукции — покупателем — конечным потребителем»;
разработать систему формирования инвестиционных средств для реализации проектов утилизации тары и упаковки импортного производства на основе централизации платежей неналогового происхождения и государственного контроля в сфере обращения с отходами;
— разработать аналогичную систему для тары и упаковки отечественного производства на основе оптимизации экономических и внешнеэкономических издержек участников системы солидарной экологической ответственности.
Московская область была готова выйти с предложением о реализации пилотного проекта по утилизации отходов упаковки в регионе, что позволило бы апробировать механизмы, заложенные в законопроекте, на уровне субъекта Федерации и органов местного самоуправления, а также накопить необходимый опыт для последующего тиражирования этого проекта в других регионах.
— Нет федерального закона, не можем мы получить деньги от зарубежных и отечественных производителей. У депутатов Мособлдумы не так уж много возможностей повлиять на процесс принятия федерального закона. Вопрос в другом. На территории Подмосковья расположен ряд производств, выпускающих «тароемкую» продукцию: пластиковые бутылки, пивные банки, пищевые упаковки и т.д. Большинство продукции продается в Московском регионе. Нет ли возможности хотя бы за эту упаковку региону получать деньги, которые в дальнейшем пойдут на ее утилизацию?
— Такая возможность появится, если на уровне Московской области будет принят региональный закон «Об упаковочных отходах», в который будут введены нормы упомянутого законопроекта. Или же будет принято Постановление Правительства Московской области «О взимании с отечественных и зарубежных производителей упаковки и промышленных потребителей упаковки платы за сбор, сортировку и утилизацию упаковки в конце её жизненного цикла на территории Московской области».

Александр КУПРИЯНОВ
00:15
|