Фасад картинной галереи не соответствует её творческому содержанию

На площади Славы стоит неприметное серое пятиэтажное здание. Гость Балашихи вряд ли сможет догадаться, что за непрезентабельными витринными окнами (большинство из которых разбито) располагается одно из известнейших учреждений культуры округа — картинная галерея.
В семидесятых годах прошлого века художники города обратились к руководству района с просьбой передать им освобождавшееся тогда помещение дома № 10 по проспекту Ленина. С огромным энтузиазмом художники взялись за ремонт: подбирали цветовой нюанс стен, сооружали подиумы из фанеры, подаренные им медицинские витрины переделывали под выставочные. Поначалу галерея функционировала на общественных началах. Только спустя год появились постоянные сотрудники, началась творческая жизнь: проходили «художественные среды», «творческие субботы»; художники встречались с музыкантами, писателями, творческой интеллигенцией. Уже тогда встал вопрос о несоответствии творческого направления работы галереи с внешним видом фасадной части здания, напоминавшей о прошлой торговой жизни первого этажа. Художники обратились в горисполком с предложением о перестройке помещения галереи. Вопрос был принят к рассмотрению.
Шли годы. Вышла из строя отопительная система обогрева помещения, и в галерее стало холодно. Температура в выставочных залах в зимний период опускалась до 6 градусов тепла. Постепенно на нет сходили творческие вечера и детские утренники. Менялись директора, а вопрос ремонта фасада оставался нерешенным. Современное для шестидесятых-семидесятых годов здание утратило свою красоту. Разбитые стекла невозможно было привести в божеский вид. Конструкция их была решена неправильно, и ни одна фирма не соглашалась разобрать витрины для промывки окон или замены стекол — слишком велик риск обрушения всего козырька.
Подобное учреждение культуры отличается от других тем, что в нём должны быть созданы специальные условия для хранения художественных произведений. Картины, написанные маслом, должны храниться при постоянной температуре, определенной влажности и освещенности. В противном случае краска начинает осыпаться, и уникальные полотна гибнут. «Некоторые картины надо хранить в морозильнике, чтобы краски не портились, — рассказывает сегодняшний директор МУК «Картинная галерея» Наталья Бобыкина. — Но самое главное, температура должна быть постоянной на протяжении нескольких лет. Перепад температур (из холода — в жару и наоборот) допускать нельзя, это смерть для картин».
С сентября по май в картинной галерее идет напряженный творческий процесс: выставки, презентации книг, концерты, творческие встречи. Но радости от многочисленных мероприятий работники галереи не испытывают, потому что укором для них становится помещение, сравнимое с ледяными чертогами Снежной королевы. Многие проекты приходится останавливать с наступлением холодов. А ведь проект «Рождественские ёлки для детей до 7 лет» был очень востребован горожанами. В нем был задействован МУК «Маленький театр кукол» — один из лучших в области. Спектакли театра стали известны даже за рубежом, а театральная труппа — одна из лучших в России. Получившийся тандем в творческом процессе стал заполнять нишу по работе с маленькими детьми. Но после замечательных рождественских спектаклей, проходящих в неотапливаемом помещении, многие дети заболевали, и у работников галереи и театра опустились руки.
В этом году галерее исполняется 30 лет. Не скажешь, что она забыта городом. В 2003 году проведен ремонт внутренних помещений, на материальную помощь депутата округа Е. И. Крамаренко закуплена современная подвесная система для картин. «Не каждая галерея на западе имеет такую, -гордо заявляет директор. — Наши залы соответствуют западным аналогам галерей, чего не скажешь о внешнем виде здания. Даже некоторые жители нашего города не знают, что за запыленными окнами размещается уникальный уголок культуры, редкий для такого небольшого города, как Балашиха. Нам повезло, что в свое время художественные произведения стали собираться в балашихин-скую коллекцию. На сегодняшний
день фонды галереи насчитывают около 4-х тысяч произведений. Из них около 2,5 тысячи — федеральные фонды, за которые сотрудники галереи ежегодно отчитываются перед Министерством культуры России».
Вопрос о реконструкции фасада галереи стоит с 1980 года. Существует много проектов, предложенных архитекторами города. Есть даже предложение вынести фасад на 7 метров вперед, увеличив помещение галереи. Тогда в учреждении появились бы большой вестибюль, гардероб, художественный салон и кафе. Можно было бы увеличить и хранилище, в котором уже сейчас не хватает места для произведений.
В этом году выделены, наконец, средства на капитальный ремонт фасада, но только на утепление центральной стены кирпичом. Увеличение площади осталось заоблачной мечтой.
Но даже и с закладкой стены кирпичом возникают проблемы. Необходим архитектурный проект перестройки. Внешний облик галереи должен соответствовать общему архитектурному стилю площади Славы. Мне так и не удалось посмотреть на этот проект. Ни созвониться, ни увидеться с главным архитектором практически невозможно. Да и в само управление архитектуры и градостроительства не пройти: охрана стоит насмерть.
Внешний вид здания, расположенного на центральной площади города, — вопрос немаловажный. И решать его надо по-деловому. Внешний облик города день ото дня становится все краше. Построен Ледовый дворец, рядом строится великолепная гостиница, сдаются в эксплуатацию новые жилые дома. К нам приезжают новые жители, среди которых есть и художники, и почитатели этого вида искусства.
А что же работники галереи? Наталья Юрьевна не унывает, смотрит в будущее с оптимизмом: «В этом году, надеюсь, пройдет капитальный ремонт здания. Перекроют доступ холодного воздуха в помещения, и мы сможем принять под Новый год наших маленьких жителей».
У сотрудников галереи много новых идей. Остается только нам всем вместе поработать над тем, чтобы идеи воплотились.

11:27
|