Реклама

Прогулки по парку усадьбы Пехра-Яковлевское

Усадьба Пехра-ЯковлевскоеПрогулки по парку усадьбы Пехра-Яковлевское в любое время дня и года дают посетителю разнообразную смену богатых впечатлений и эмоциональных настроений. Своей планировкой В. И. Баженов предлагает массу маршрутов, постепенно уводя нас по аллеям от помпезного аристократического парка в ту его часть, где по просекам и тропинкам мы попадаем в русскую природную среду в её естественном состоянии.
При проектировании усадьбы, как утверждают исследователи, В. И. Баженовым была использована центрическая композиция, основанная на радиальной системе осей — основной метод решения пространственных задач великого зодчего. Подтверждение этому мы находим при внимательном изучении материальных следов былой усадьбы. Прежде всего это старые деревья, особенно кронные липы. Окружность их стволов составляет от 2,5 до 3,4 м и соответствует возрасту более 200 лет. Прекрасные декоративные мелколистные липы тогда высаживали вдоль аллей и просек. До наших дней в усадьбе их сохранилось немного, но по ним, как по вешкам, можно угадать планировку территории при её строительстве. В отличие от просек и тропинок, в аллеях были выложены красным кирпичом пешеходные дорожки шириной примерно 2,4 метра. Внимательный прохожий обязательно их увидит. На некоторых участках аллей кирпичи бывших дорожек выступают из-под слоя земли. Результаты обследования территории бывшей усадьбы представлены на схеме — реконструкции её плана. Она позволяет приблизиться к пониманию замысла зодчего. Усадьба находится на высоком обрывистом левом берегу реки Пехорки и представляет  собой единый архитектурно-ландшафтный комплекс. Оригинальная конфигурация внешней его границы продиктована естественным рельефом месторасположения усадьбы в излучине реки и учитывает изменения в направлении её течения. В усадьбе чётко различимы две части парковой зоны: регулярная и пейзажная. Планировка регулярного парка была начата у дома ещё при жизни П. М.Голицына в 1760 годах, а пейзажного — его сыном, М. П. Голицыным. Центральная аллея пейзажного парка делит всю территорию усадьбы на две симметричные половины. Осевые линии церкви, зданий и центральной аллеи в направлении с востока на запад параллельны, а с севера на юг — перпендикулярны к центральной аллее пейзажного парка. Она опирается на две аллеи регулярного парка, проложенные по осевым линиям церкви и дворца. Эти две аллеи в основании всей композиции выполняют важную связующую роль между архитектурным комплексом (с севера) и плодовым садом (с юга), которые пространственно уравновешивают друг друга. Нижняя часть плана по композиции традиционна для аристократической усадебной архитектуры конца XVIII века — с запруженной рекой, лестницей, ведущей к дворцу, за которым — садовый партер с цветниками, фонтаном и скульптурами. Далее он продолжается прямыми аллеями, ведущими в сад. У великого зодчего эта часть плана — дань традиции регулярной европейской ландшафтной планировке, уже отживавшей свой век к тому времени в России. Кстати, князь А. М. Голицын, под руководством которого строилась усадьба, много лет жил в Париже и был послом России в Англии, ему была хорошо известна тамошняя регулярная планировка парков.
Схема Пехра-ЯковлевскоеГлавную роль в решении плана усадьбы В. И. Баженов отводит пейзажному парку. Как один из основоположников русского классицизма в архитектуре, при планировке он блестяще использовал основные принципы этого стиля: центричность, симметричность, строгость, простоту и целесообразность. В парке два центра. Первый — насыпной холм («катальная горка»). Он связывает в единую композицию обе части парка — регулярную и пейзажную. Значение холма как начала и основы композиции усиливается высаженными на нём кронными липами. С его вершины открывался прекрасный вид на три радиальные аллеи с красными кирпичными дорожками, ведущими к полянам. В ясный день эти дорожки в зелени липовых аллей и виднеющиеся в перспективе поляны, освещённые солнцем, должны были создавать у посетителей парка оптимистическое, празднично-приподнятое настроение. Если с холма пройти по центральной аллее (Ца) в глубь пейзажного парка, можно выйти ко второму центру композиции -«звёздочной» поляне, диаметр которой 42 метра. В её центре был цветник, вокруг него кирпичом выложена пешеходная дорожка. От этой поляны под углом 45 градусов расходятся, кроме центральной аллеи, ещё семь просек (две из них сейчас сильно заросли, их трудно отыскать, но они есть).

Архитектурно-парковый ансамбль, известный как усадьба Пехра-Яковлевское, был задуман князем П. М. Голицыным на месте старинной деревеньки Яковлевское. С 1591 года в течение 237 лет она находилась во владении представителей рода князей Голицыных. Строительство основных объектов усадьбы длилось несколько десятилетий. После смерти П. М. Голицына на дуэли в 1775 году создание усадьбы продолжилось под руководством его брата, А. М. Голицына, а завершалось сыном, М. П. Голицыным. При нём она получила широкую известность как одна из красивейших в Подмосковье. Архитектурно-парковый ансамбль включал церковь и дворец (главное здание), соединённый дуговыми колоннадами с двумя боковыми флигелями. Рядом с церковью — здание галереи (некоторые называют его «театр», но по православным традициям в непосредственной близости с храмом театр несовместим). Кроме того, были конный двор, каретная и манеж, а также оранжерея с южными и субтропическими растениями. Дворец возвышался над обширным нижним парком с парадным выходом на площадку для панорамного обзора и лестницами, спускающимися к озеру, запруженной речке Пехорке. С противоположной (южной) стороны дворец имел выход в садовый партер с цветниками, украшенный по периметру скульптурами и оригинальной лестницей, ведущей в верхний парк. Лестница, построенная в виде амфитеатра с боковыми гротами и устроенными в них фонтанами, вверху завершалась площадкой, с двух сторон которой размещались парные аллегорические скульптуры сидящих грифонов и лежащих под ними львов.
Разорившись, М. П. Голицын в 1828 году продал усадьбу вместе с обширной библиотекой и картинной галереей. Она «пошла по рукам» от одного владельца к другому, что постепенно привело её к запустению. К 1860 году в ветхость пришли беседки и другие элементы паркового ландшафта — «миловиды»*, сад с разорёнными фонтанами уже к тому времени представлял «…зрелище очень печальное».
Бурное развитие капитализма в России, меркантилизация жизни в конце XIX века не щадили памятники старины. Пример тому — судьба знаменитой усадьбы Горенки, в которой расположилась фабрика. С 70-х годов XIX века до национализации в 1918 году усадьба Пехра-Якавлевское принадлежала генералу фон X. Роопу. В годы революций и гражданской войны она подверглась разграблению, владелец усадьбы сбежал в Германию. В 1924 году из-за поджога сгорел дворец -главное здание. От былого убранства усадьбы остались ничтожные следы, парк поредел из-за вырубок, аллеи и просеки заросли кустарниками и затерялись в мелколесье. Но она не исчезла, как многие ей подобные, например, знаменитая усадьба Ахтырка князей Трубецких. Во время Великой Отечественной войны парк сильно пострадал, для защиты Москвы в нём были сооружены позиции зенитных орудий, пулемётные гнёзда, вырыты траншеи — окопы. Их следы можно увидеть там и сейчас.


* Миловид — беседка в русских парках XVIII-XIX веков, из которой открывается особенно живописная панорама или перспектива.

Валерий БАЛЯСНИКОВ

Фото автора

03:52

Информация

С 1929 года в усадьбе Пехра-Яковлевское почти 80 лет размещались высшие учебные заведения (ИПЗ, МПМИ, ВСХИЗО, РГАЗУ). Для обеспечения их работы было восстановлено главное здание (в искажённом виде). Помещения усадьбы приспособили для административных и учебных целей институтов. Кроме того, на территории построили четыре жилых деревянных дома, детск...
Чтобы лучше понять замысел зодчего, пройдёмте по этим просекам, начиная с первой, и далее по часовой стрелке по периметру парка. Первая просека (1п) упирается в левую аллею (Ла). На их пересечении поляна, где в кругу кронных лип на восходе солнца весной можно полюбоваться цветением сада, а в сумерках послушать уханье филина, охраняющего его от мыше...