Реклама

Узкоколейная железная дорога через Лосиный Остров

 

Находилась на территории нынешнего парка Лосиный остров. Узкоколейная железная дорога до Мытищ построена до 1930 г. На дороге работало до 4-х паровозов. Узкоколейка принадлежала Главтопу, Министерству лёгкой промышленности. В середине 60-х годов она была передана тресту Ореховоторф и вскоре разобрана (в 1965-66 гг.) После разборки техника отправлена на неизвестную узкоколейку по Ленинградской дороге.

На дороге работали два двухосных и один трехосный танк-паровозы NN2, 14, 45 немецкого производства, а также паровоз ВП4-1520 (котел этого паровоза был позже установлен в котельной поселка Центральный) и четырехосный мотовоз с цепной передачей и двигателем Д-54. Подвижной состав представлял собой двухосные деревянные вагонетки с глухим кузовом объемом 5,5 м3 грузоподъемностью 2 тонны. Вагонный парк насчитывал 60-75 вагонеток. Обычно в составе поезда было 14 вагонеток. Суточный грузооборот достигал 420 тонн, годовой — 112 тысяч тонн, из них 20 тысяч тонн — кускового торфа и 92 тысячи тонн — фрезерного. Понятия не имею, какой торф какой! :)))

Перегрузка торфа в вагоны широкой колеи осуществлялась вручную на станции Перегрузочная в поселке Центральный, куда из Болшево подходил подъездной путь широкой колеи. На перегрузке работало около 100 человек и тракторный погрузчик.

Некоторые поселки на территории нынешнего Лосиного Острова возникли благодаря УЖД. К примеру, еще существующий Погонный.

В 1949 году был разработан проект реконструкции станции Перегрузочная. Механизация работ должна была обеспечить погрузку 1-2 составов по 30-40 вагонов широкой колеи в сутки. Нет информации о том, что он был осуществлен, частично или полностью.

Согласно немецкой топографической карте 30-х гг., имелось два выхода на широкую колею: в Подлипках и в Валентиновке.

Любопытно, что в Атласе 1938 г. эта УЖД показана идущей через Монино до Ногинска, на одной из карт 1940 г. — только по болотам, а на другой карте 1940 г. её уже нет. А в районе ст. Чкаловская вдоль ж.д. широкой колеи сохранилась насыпь, очень похожая на насыпь УЖД. Там же попадаются куски узкоколейных рельсов, вбитых в землю.

Карта УЖД на 1940 г. (Зиновьев Д., по материалам немецкой топокарты 1:50000)

Узкоколейная железная дорога, существовавшая в Лосинке.

Использованы материалы сайта Энциклопедия отечественных узкоколейных дорог и рассказ С. Дорожкова "Мытищинское Торфопредприятие" и http://www.balabike.ru/

01:53

Информация

Верхне-Яузский водно-болотный комплекс (Мытищинское болото, Верхнеяузские болота) у истоков реки Яузы, в 4-х километрах к Юго-Востоку от города Мытищи. Площадь 1370 га, низинного типа. Расположен на территории Лосиного острова...
В старинных писцовых книгах 1624 г. земля эта упомянута как «пустошь Оболдино». Названа она, вероятно, по фамилии одного из давних владельцев, что было обычным явлением для того времени. Пустошь Оболдино в Пехорском стане Московского уезда упоминается как купленная из Поместного приказа в вотчину Иваном Гавриловичем Чириковым, в роду ко...
Торфопредприятие, ранее поселок Центральный. Народное название - "Торфянка". Недавно поселок территориально вошел в состав города Королева (Калининграда) как один из районов. Административно подчинен парку Лосиный Остров. Своим появлением обязан торфоразработкам которые велись на Мытищинском болоте еще с 1870 года и завершились к 1967, ко...
Восточная водопроводная станция. Расположена на территории пос. Восточный. Строительство Сталинской (ныне Восточной) водопроводной станции и поселка Восточный началось осенью 1935 г. Решением правительства под будущее строительство была экспроприирована колхозная земля в районе д. Щитниково, а взамен этого специалисты станции электрифицировали село...