Реклама

Покровская церковь - в селе (сегодня - территория города) Пехра-Покровское

Скромный храм в селе Пехра-Покровское имеет многовековую историю: свидетельство о нем можно найти в рукописном Троицком патерике XV века. Из жития святителя Серапиона, архиепископа Новгородского, известно, что родился он в семье священника подмосковного села Пехорка и, уже приняв монашеский сан, некоторое время служил священником в Покровском храме, заменяя своего отца.

Самые ранние документальные упоминания о Покровском храме относятся к первой четверти XVII столетия; в писцовой книге Московского уезда за 1623-1624 гг. село Покровское «Погост, а Слободка тож» Пехорского стана числится «за Великим Государем Святейшим Патриархом Филаретом Никитичем Московским и всея Руссии». Храм «клетского типа» представлял собой покрытую двускатной кровлей клеть-избу с прирубами: с востока — алтарь, и с запада — трапезная, паперть и колокольня. В церкви имелись «образы и книги, и ризы», но по малочисленности прихода причт состоял из единственного священника Григория Кондратьева. Село было очень бедным: из упомянутых записей ясно, что жители могли выплачивать не более половины суммы оброка.

В 1653 г. состоялся обмен вотчин Святейшего Патриарха Никона и архимандрита московского Богоявленского монастыря, что за Ветошным рядом в Китай-городе, Серапиона. Так село Покровское с храмом перешло в ведение одного из древнейших московских монастырей — Богоявленского.

На рубеже XVII-XVIII веков земли вдоль Стромынки приобрел А.Д.Меншиков и начал строительство дворца, получившего название «Алексеевского» в честь царевича Алексея Петровича. В 1712 г. на средства Меншикова была в Покровском построена новая деревянная церковь и «по челобитью села Пехры Покровское тож покровского попа Игнатия Иванова велено освятить Московского Большого Успенского собора протопопу Феодору Панкратьеву новопостроенную церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы». В 1723 году храм сгорел, но лишь через четыре года по прошению священника Илии Филиппова был дан Синодальный указ с разрешением «вместо згорелой церкви построить на том же месте вновь деревянную ж церковь во имя Успения Пресвятыя Богородицы». Указ был выдан в марте 1727 г., а уже в августе церковь была построена и готова к освящению (указ о ее освящении датирован 6 сентября 1727 г.).

После падения Меншикова в 1729 г. по прошению архимандрита Иакинфа село Покровское было возвращено Богоявленскому монастырю и числилось за ним до 1764 г., когда Екатериной II был издан Манифест о секуляризации церковных недвижимых имуществ: все они переходили в ведение Коллегии экономии духовных имений. В 1763 г. церковь вновь была перестроена и освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы; таким образом, в восемнадцатом веке ее перестраивали трижды: в 1712, 1727 и 1763 годах. По клировой ведомости 1785 года деревянная Покровская церковь относилась к Вохонской десятине Богородской округи; причт состоял из священника Гавриила Федорова, дьячка Василия Семенова и пономаря Андрея Адрианова. Налицо рост численности причта. Видимо село развилось и выросло.

Поскольку Алексеевский дворец и прилегающие постройки обветшали настолько, «что не только сохранение их не представляет для казны никакой пользы, но угрожает совершенным падением и опасностью для людей». Прихожане Покровской церкви обратились к гражданскому начальству с прошением разрешить разобрать на кирпичи здания Алексеевского дворца, и использовать эти кирпичи на постройку каменной церкви. Разрешение на разборку дворца, было получено. Уже в конце 1823 г. были приняты по описи материалы от разобранного дворца («137 600 кирпичей, белого камня разных сортов 6215, железа 337 пудов...»), а архитектором Овчинниковым был представлен проект храма, одобренный церковными властями. Но из-за высокой стоимости смету строительства пришлось пересматривать; изменения, вернее переработку проекта взял на себя выдающийся зодчий О.И.Бове (1784-1834).

Архитектурное решение Бове принято определять как «характерный пример московского ампира»; двусветная ротонда окружена дорической колоннадой, колонны ротонды парные, а трапезная часть равномерно расчленена пилястрами — можно сказать, что архитектурное решение строгое и лаконичное, что, конечно, определялось весьма скромными возможностями заказчиков. Строительство продолжалось восемь лет, и 10 сентября 1833 г. состоялось освящение главного престола в честь Покрова Божией Матери и левого придела в честь пророка Илии. За усердные труды «при сооружении в селе новой каменной церкви лично своею заботливостью и трудами» настоятель священник Иоанн Малинин был награжден скуфьей и назначен благочинным. Росла численность прихода: к середине XIX века в приходе состояли 143 крестьянских двора с населением 1255 человек, а кроме того, в Покровском купцом Е.И.Горшковым была устроена шелково-прядильная фабрика, рабочие которой тоже стали прихожанами Покровской церкви. Село в эти годы относилось к Карачаровской волости Московского уезда, а к концу века — к Пехорской волости.

Возросшее число прихожан вызвало необходимость расширения трапезной части храма, что и было сделано в 1902 г. за счет пристройки двух каменных приделов. Клировые ведомости за 1911-1916 гг. дают описание не только самого Покровского храма («церковь каменная, крепка, крыта железом, вся теплая»), но и двух приписанных к нему часовен, а также церковного дома и других построек.

Затем однако случился октябрьская революция: декрет от 20 января 1918 года «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» лишил возможности детей, посещавших земское училище, изучать Закон Божий. 4 мая 1922 г. «в пользу голодающих» были изъяты церковные ценности Покровского храма: были конфискованы серебряные ризы с икон, кресты, лампады, кадила, оклады с Евангелий — всего 1 пуд 4 фунта 16 золотников. Протокол Московской уездной комиссии Разинской волости об изъятии ценностей зафиксировал и стандартную запись в соответствующей графе: «жалоб нет». Причт храма в качестве «служителей культа» лишался избирательных прав. А быть лишенцем означало лишиться абсолютно всех прав, в том числе и права на существование: лишенцы не имели права получения продуктовых карточек в самое голодное время. В списках «лишенцев» по Разинской волости числятся: Воздвиженский Н.Д., 63 лет, священник; Сахаров Д.П., 61 года, диакон, Друганов В.Д., 41 года, псаломщик. Вместе с ними лишенцами автоматически становились и члены их семей (а у псаломщика было семеро малолетних детей). В анкете отец Николай Воздвиженский писал: «источником существования служит доброхотное даяние прихожан и занятие сельским хозяйством, земли одна десятина».

Община Покровского храма была в 1925 г. зарегистрирована в местном совдепе; позднее все тридцать верующих, имевших мужество подписать регистрационный договор, были репрессированы. Это были по-настоящему мужественные люди. В 1928 г. у общины была отнята церковная сторожка — потребовалась «под избу-читальню»; в 1929 г. храм был обложен огромным налогом, а хозяйство (небольшой огород!) отца Николая было признано кулацким. Он был арестован ОГПУ, осужден и сослан в Архангельск. 23 января 1930 г. «за уходом служителя культа служба была прекращена»; в ночь на 11 февраля члены местной ячейки РКП(б) взломали двери, выломали из иконостаса иконы, выбросили на улицу церковную утварь. Церковь была использована под хранения конфискованного зерна и имущества «кулаков». Через несколько дней активисты «сельскохозяйственной артели им. Рыкова» (так стал называться образованный в Покровском колхоз) сбросили с храма колокола, сняли и порубили кресты — вместо крестов на храме висели теперь красные флаги. Помещение храма переоборудовали под клуб.

Несмотря на просьбы и жалобы общины, храм и прилегающая церковная территория были позднее переданы ОСВОДу Тяжелые станки, перекрытия на три этажа обезобразили храм до неузнаваемости; колокольня была снесена еще в тридцатые годы, это называлось «придать зданию некультовый вид».

В 1992 г. была образована община верующих, которой позже был переданы оставшиеся здания. Церковь была полность отреставрирована и открыта.

Использованы материала сайта "Балашихинское благочиние" и http://www.balabike.ru/

02:21

Информация

Храм в селе Пехра-Покровском имеет многовековую историю: свидетельство о нем можно найти уже в рукописном Троицком патерике XV в. Из жития святителя Серапиона, архиепископа Новгородского, известно, что родился он в семье священника подмосковного села Пехорка и, уже приняв монашеский сан, некоторое время служил священником в Покровском храме, заменя...
Совсем недалеко от Саввина, в старинном селе Милет, находится храм Святителя Николая. В древности эти земли принадлежали царскому роду Романовых. Усадьба Милет, «Милое лето», принадлежала царевне Софье, имевшей здесь каменные палаты в 20 комнат. Позднее Елизаветой Петровной усадьба была подарена графу М. И. Воронцову, а его наследниками...
Еще в переписных книгах 1623—1624 гг. деревня Кучино была приписана к расположенному рядом селу Соколово, где находилась «церковь деревянная Николы Чудотворца». Храм не сохранился. По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в 2001 г. в г. Железнодорожном в микрорайоне Кучино была зарегистрирована православная ...
В нескольких километрах к востоку от Нового Милета находится еще один храм, посвященный Святителю Николаю - в селе Полтево. Первые сведения о селе Никольском-Полтево относятся к XVII веку - когда оно называлось Сущево. В 1618 г. оно было пожаловано князю Дмитрию Пожарскому; в 1659 г. усадьбу купил думный дворянин Ф.А. Полтев - приближённый царя Але...