Реклама

Владимирка. Дорога Москва - Нижний Новгород в разные времена

Сейчас именуется шоссе Москва – Нижний Новгород. В пределах г. Балашихи – шоссе Энтузиастов.




Маршрутъ для высочайшаго Его Императорскаго величества Шествия изъ Столичнаго Города Москвы чрезъ Губернскiя Города владимиръ, Нижнiй Новъгородъ до Губернскаго Города Казани (орфография оригинала)




Фрагмент карты территории Балашихи

Вплоть до середины XIX в. называлась Большой Володимирской дорогой, начинавшейся от московской Рогожской заставы. Во второй половине XII в. князь Андрей Боголюбский превращает Владимир в столицу Северо-Восточной Руси. Однако постепенное возвышение Москвы способствовало поискам более короткой дороги между двумя знаменитыми городами. Этот путь и стал называться впоследствии Владимирским трактом, или Владимиркой.




Картина Левитана

Существует легенда, что за все годы по Владимирке прогнали свыше 2 млн. ссыльных и каторжан. До отмены внутренних таможен в 1754 г. деньги за ввоз товаров в города взимались за околицей. Такими местами на Владимирке были село Никольское-Мытище (сейчас на его месте находится микрорайон Первомайский), запустевшее сразу же после ликвидации таможни, и деревня Безменково, где когда-то купцы и таможенники взвешивали товары. Позже проезжающие должны были платить особый шоссейный сбор.

Небольшой дом напротив ворот бывшего Горенского дворца был построен как раз для этих нужд и для нужд почты. В отличие от других подобных станций, Горенская была каменной. В ней располагались две комнаты для проезжающих, помещение для выписки подорожных и квартира для смотрителя. Кроме того, рядом находились ямская изба, амбар для фуража и дров и конюшни, вмещавшие 56 лошадей.




До сих пор бытует мнение, что это якобы бывшее здание этапной тюрьмы. На самом деле из документов 1850-х годов известно, что здесь размещалась Горенская почтовая станция Сибирского тракта. Станция приносила казне до 57 тысяч рублей, что было немалой суммой, и до 1861 года была самой большой станцией в округе. В 70-е годы XX века здесь начинал свою работу Балашихинский краеведческий музей.

На территории современного Балашихинского района Владимирка была покрыта щебнем, ее ширина составляла около 7 м. Вот что сообщалось в «Военно-статистическом обозрении Московской губернии» (СПб., 1853): «Владимирское шоссе идет от Москвы на восток. Щебень насыпан в 22 фута ширины; путь этот называется Сибирским и служит сообщением Москвы с городами восточной России: Владимиром, Нижним Новгородом, Казанью, Оренбургом и Уфою; на знаменитую Нижегородскую ярмарку провозятся по этому шоссе товары из Москвы и Петербурга; и с Нижегородской ярмарки идут по нему обратно. В летнее время, кроме перевозки тяжестей, проезд по Владимирскому шоссе весьма велик; три раза в неделю отправляются из Москвы до Нижнего Новгорода почтовые кареты; кроме того, почти ежедневно отправляются дилижансы трех частных заведений. От Москвы до Купавинской станции шоссе идет большею частию лесами… Реки, пересекающие эту дорогу, суть следующие: на 18 версте от Москвы речка Чижовка, от ст. Горенской на 3 версте р. Пехра, на 14 версте речка Купавинка… Через все поименованные реки и речки находятся постоянно и хорошо устроенные деревянные мосты; одни на сваях, усыпанные сверху щебнем, другие же на сваях и арках, с досчатым полом...»


Так проходил Владимирский тракт по территории Балашихи

Так проходил Владимирский тракт по территории Балашихи

Накануне Первой мировой войны по Владимирке ежегодно проезжало до 22 тысяч экипажей


А вот как он выглядит на фотографии!

 и 176,5 тысячи груженых подвод, перевозилось до 201,5 тысячи человек. С 1862 г. дорога была замощена булыжником, в 1927–1928 гг. появилось асфальтовое покрытие.

Стела на вьезде в город Балашиха




Стела на въезде в город

Сразу после революции в 1919 г. Владимирку в пределах Москвы переименовывают в шоссе Энтузиастов. Улицу в Балашихе, расположенную вдоль шоссе на Нижний Новгород, впоследствии назовут так же.




Горьковское шоссе. 60-е годы

Балашиха 70-е




Вероятно, 70-е

На Горьковском шоссе находятся города Реутов и Балашиха, деревни Новая и Безменково.








Современные виды шоссе Москва-Нижний Новгород
12:27

Информация

Название происходит от располагавшейся на трассе деревни Носовихи, вошедшей в 1960 году в состав города Железнодорожного. Прежние названия: Вохонская дорога (в честь села Вохна, ныне Павловский Посад), Рогожская дорога. Современное название дано в 1984 году...
   Современная автомагистраль Москва – Нижний Новгород имеет давнюю историю. Владимирский тракт связывал центр Северо-восточной Руси – Владимирское княжество – с Киевом, Смоленском и другими землями к западу и югу. Положение Москвы на Владимирке во многом определило ее дальнейшее возвышение. Выдающееся положение дороги о...
До 1960 г. называлось Стромынским шоссе. Возникло в XIV в. как дорога в село Стромыиь (отсюда прежнее название). Впоследствии названо по подмосковному г. Щелково, к которому и ведет из столицы. В пределах Балашихинского района у шоссе располагаются населенные пункты: Щитниково, микрорайон им. Гагарина, Лукино, Пехра-Покровское и Никольско-Трубецкое...
На главной улице нашего города проспекте Ленина, располагается здание института  ОАО «Криогенмаш». На этом здании установлена мемориальная доска с портретом Виктора Петровича Белякова. Его именем названа одна из улиц Балашихи.В.П. Беляков - выдающийся ученый, Герой Социалистического Труда, член-корреспондент АН, генеральный констру...